Другие темы из дневника Иоанна Кронштадтского Закрыть окно

Игумении Варваре

24 июня 1900. <Холмлгоры>

 

Дорогая Матушка Варвара!

Дорогие сестры во Христе!

 

Мир вам и благословение Божие. Пишу вам первое письмо из Холмогор. Опишу вам, как мы плыли из Суры до Холмогор. Вам уже сообщено, вероятно, нашими соплавателями до Верколы, по скольку часов мы стояли на мелях, не доходя до Лавелы, и потом, прошедши немного Лавелу, пред деревнею Репище, — и с какими неимоверными усилиями снялись с мели: от 5-ти до 6-ти часов пытались сняться с песков;  хорошо еще, что не на камнях стояли. Но что было бы, если бы мы позже одним днем отправились из Суры? — Мы совсем бы остались на суше. Потом отплыли верст пятнадцать от Верколы, пароход наскочил на большой камень — так что пароход на бок подался, а к ночи на дне парохода оказалось много воды, которую пришлось отливать ведрами, и — забивать проломы пробками с паклей. Вот сколько бед мы натерпелись! Да и потом до самого города садились не раз на мель. Какая вероломная река Пинега! Никогда на нее надеяться нельзя1. Теперь, слава Богу, мы на большой воде. Дай Бог безопасный и благонадежный путь вперед. Но как вы начинаете свою монашескую жизнь? Весело ли поете Богу, молитесь, трудитесь? Не забывайте, что ради вечной жизни на небесах вы стали монахинями и подвижницами. Так подвизайтесь, чтобы достигнуть вечного блаженства. Тако тецыте да постигнете2. Прибыв в Архангельск, будем просить Владыку о ходатайстве переименования общины в обитель3 и о даровании вам постоянного священника4. Это необходимо. Матушка Таисия здорова по-стариковски, бодра, весела; все трудится, пишет бумаги: спасибо ей, труженице непрестанной5. Пишу пред обедней, которую буду служить в Холмлгорском женском монастыре 24 июня, в субботу. Сегодня же, в субботу, отправимся в Архангельск. Прощайте и молитесь за нас; мы — за вас.

Протоиерей Иоанн Сергиев.

24 июня 1900 г.

 

Печатается по: ЦГИА (С.-Пб.). Ф. 2216. Оп. 1. Д. 14. Л. 314-315.

Впервые: КП. 1913. № 41-42. С. 716-717.

 



1 Плаванье пароходов по Пинеге было затруднено вследствие большого числе песчаных порогов (по местному названию “заструг”).  Наиболее благоприятным временем для путешествия по реке являлось время весеннего подъема воды, к которому о. Иоанн обычно и приурочивал свою поездку.

   В 1900 г. путешествие в Суру пришлось отложить на середину июня, чтобы вновь устраиваемая там женская обитель имела возможность подготовиться к открытию. Этот переход на пароходе вообще стал возможен потому, что в начале июня пошли дожди и вода поднялась, но из-за установившейся в середине месяца жаркой погоды река быстро обмелела снова.

2 2 Петр. 1.10.

3 Ходатайство о переименовании Сурской женской общины в монастырь было послано епархиальным начальством в Св. Синод13 июля 1900 г.В нем говорилось:

   “Настоятель Кронштадтского Андреевского собора протоиерей ИоаннСергиев, посетив ныне учрежденную указом Св. Синода от 30 октября 1899 г. за №6877, в селе Суре Пинежского уезда женскую общину, сообщил мне, что он был приятно поражен ее быстрым преуспеянием как по отношению построек, так и тем более по благоустройству внутреннему: прекрасным стройным пением сравнительно небольшого хора, осмысленным и правильным чтением в церкви, знанием певчими церковного устава, нахождением среди малочисленного состава сестер опытных и достаточно обученных для каждого нужного в обители дела, как-то: ризничей, свечницы, просфорни, трапезницы, поварки, не говоря уже о различных отраслях рукоделий и проч. Внутренний характер общежития носит отпечаток трудолюбия и послушания и других принадлежностей монастырской жизни.<…> По внешнему отношению обитель в настоящее время имеет грандиозный прекрасный двухэтажный деревянный крытый железом корпус, вмещающий до 20 просторных келий <…> , церковь, хотя и домовая, но весьма просторная двухсветная, светлая, с трехъярусным иконостасом, при ней ризница и диаконик, над церковью большой осьмигранный купол <…>. Для поддержки названной обители строится в С-Петербурге подворье, несомненно имеющее доставлять в монастырь достаточное обеспечение”. На основании всего вышесказанного преосвященный Иоанникий ходатайствовал о переименовании общины в “женский Иоанно-Богословский монастырь с назначением в оный штата причта из священника и псаломщика”. – РГИА, ф.796, оп.181, д.1798, л.1-2 об.

4 О. Иоанн прибыл в Архангельск 25 июня и совершил Литургию в кафедральном соборе. 26 июня он подал прошение в Архангельскую Духовную консисторию о назначении для сурскойй общины благочинного, духовника и постоянного священника. Резолюцией от 26 июня Благочинным сурской общины был назначен иеромонах Иларион, настоятель Веркольского монастыря, духовником – иеромонах Иоанникий. А с 1 июля 1900 г. диакон Сурского прихода Пинежского уезда Георгий Маккавеев был определен в Сурскую Иоанно-Богословскую женскую общину на священническое место. – ГААО, ф.310, оп.1, д.1 А, л.13, 20-20 об.

5 Игум Таисия привезла в Суру первых насельниц будущего монастыря (см. примеч.2 к письму от 28 мая 1900 г.) и покинула родину о. Иоанна вместе с батюшкой 20 июня. Процитированное выше ходатайство, вероятно, входило в число документов, составленных игум Таисией на пароходе.