Игумении Таисии

7 марта 1895. Кронштадт

Возлюбленная о Христе и благоговейная

Матушка Таисия!

Получил я письмо твое, в коем ты спрашиваешь меня о состоянии моего здоровья и между прочим высказываешь, что путем этой физической болезни я могу хотя несколько отдохнуть духом от натиска людей с их мелочами. Скажу тебе на это: болезнь моя настолько трудна, что доставляет мне одно сплошное, постоянное, тяжкое страдание, вызывающее нередко даже стоны. Я не имел покоя дней 81 и даже читать не мог. За книги присланные (Минеи месячные малого формата) благодарю. Но я читаю теперь, кроме св. Евангелия, творения Василия Великого. Писать я совсем не мог и никому не писал. Теперь начинаю понемногу, вот пишу и тебе:

1) Радуюсь, что живее ощущаешь в сердце Бога и получаешь от Него осияние души твоей, омрачаемой житейскими заботами, печалями и скорбями. “Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене сесть, да не подвижуся2”.

2) По второму пункту правду говоришь ты, и благодари Бога за крест. Не унывай от того, что не творишь или не исполняешь молитвенного правила. Труды твои вместо правила Господь вменит тебе, но без молитвенного правила памятуй всегда Бога и имей дух сокрушенный и сердце смиренное, моля о прощении грехов и о даровании сердца чистого и духа правого. Самомнение — в сторону; говори: “раба неключима есмь, яко еже должна бых сотворити, — сотворих3.

3) Твои духовные литературные занятия не только не греховны, но и полезны, лишь бы они не отвлекали тебя от важнейших дел, от единого на потребу. Помни, что надо твердо обосновываться во всех своих произведениях на Св. Писании и Св. Предании4.

4) Враг несомненно коварствует над тобою, как и над всеми нами во время молитвы; но противься ему, и убежит от тебя. “Непрестанно молитеся5, говорит Апостол. “Молитеся и не стужайте си6, говорит Спаситель.

5) Где видишь зло, особенно угрожающее всему обществу, непременно обличай и говори. Если сама бессильна — скажи сильным, помня, что, если не скажешь, то на тебе останется грех, воспоследующий от этого зла: знала, а не сказала; могла предотвратить — и не сделала нужного к сему. Зло везде и всегда надо искоренять, а добро насаждать.

Эту неделю едва ли выйду для служения. Нога еще болит — забинтована. Хотелось бы и самому послужить, причаститься. Вторую неделю — без хлеба Жизни и чаши спасения. Исповедывать и причащать народ на этой неделе не буду. Кланяюсь тебе и сестрам. Орнатским7 поклон.

Протоиерей Иоанн Сергиев.

Марта 7-го 1895 г.

Печатается по: Письма о. протоиерея Иоанна к ... Игумении Таисии. Спб., 1909. С. 9-10.


1    Первое сообщение о болезки о. Иоанна появилось в газете “Кронштадский вестник” 1 марта: в заметке “Болезнь о. Иоанна” говорилось, что  “болезнь досточтимого о. Иоанна в настоящее время улучшается, но раны, открывшиеся на ногах, заставляют его бездействовать еще некоторое время” (Кронштадский вестник. 1 марта. №26). 10 марта состояние здоровья о. Иоанна настолько улучшилось, что ему было разрешено выезжать из дому (Кронш. Вест. 10 марта. №30).

2 Пс. 15.8.

3 Лк. 17.10.

4    В 1892 г. был опубликован уже 2-ой выпуск “Духовных стихотворений игумении Таисии, настоятельницы Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря” (СПб, 1893). В рецензии на него , опубликованной в “Прибавлении к церковным ведомостям” (1893.№29), Н.Кутепов писал: “Основная мысль, которая проникает почти все стихотворения, это – сознание беспредельной зависимости от Всевышнего Творца, своей ничтожности и греховности пред Ним, пламенная надежда на милосердие и всепрощающую милость Божию. Некоторые из стихотворений <…> суть выражения личных чувств игумении Таисии и написаны по поводу частных обстоятельств жизни и деятельности в должности настоятельницы Леушинского монастыря. Другие стихотворения <…> написаны на темы, взятые автором из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, книг богослужебных и Четиих-Миней. Эти стихотворения сравнительно с прочими могут быть названы лучшими по своей назидательности, теплоте и живости чувства <…> Со стороны техники стихосложения стихотворения игум. Таисии, за немногими погрешностями в размере стиха, являются правильными и звучными”. – Прибавления к Церковным ведомостям. 1893. №29. 17 июля. С.1085).

5 1 Фес. 5.17.

6 Лк. 17.10.

7    Вероятно, о. Иоанн передает поклон о. Иоанну и А.С.Орнатским (см. письмо монахине Флорентии  от 25 июня 1894 г. и примеч. к нему), жившим недалеко от храма Леушинского подворья, на Бассейной улице в д.25.