Христианам г. Кишинева

23 мая 1903. Кронштадт

 

Моим возлюбленным во Христе

Боге братьям кишеневским христианам.

 

Из последующих (за первыми) газетных известий о кишеневском погроме1, я достоверно убедился, что евреи сами были причиною того убийства, увечий и убийств, которые ознаменовали 6 и 7 числа апреля. Уверился я, что христиане, в конце концов, остались обиженными, а евреи за понесенные убытки и увечья сугубо награжденными от своих и чужих собратий. Это я знаю и из частных писем, писанных мне самыми искренними, давно живущими в Кишеневе и основательно знающими дело людьми. А потому взываю к христианам кишиневским: простите исключительно только к вам обращенную мною укоризну в совершившихся безобразиях2. Теперь я убежден из писем очевидцев, что нельзя обвинять одних христиан, вызванных на беспорядки евреями, и что в погроме виноваты преимущественно сами евреи3.

Кронштадтский протоиерей Иоанн

Сергиев,

23 мая 1903 г. Кронштадт.

 

Печатается по: Котлин. 1903. № 119. 29 мая.

Впервые: газ. “Знамя”.

 



1

2 В своем слове по поводу кишиневского погрома о. Иоанн, в частности, говорил:

   “Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии Христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что было подобное событие в 1881 году, на юге России. Но в гораздо меньшей силе и остроте и было следствием пагубных увлечений и заблуждений. А теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского, русского народа, который вообще, отличается простотою и добротою? Сильно чувствуется воздействие со вне злонамеренных людей <…>.

   Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане: землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем <...>”. – Слово еп. Антония и о. Иоанна Кронштадтского по поводу насилий Христиан над евреями в г. Кишиневе. Одесса, 1903.

3 По сведениям, опубликованным в газетах “Знамя” и “Котлин”, появлению данного письма предшествовала беседа о. Иоанна с одним “почтенным лицом”, прибывшим из Кишинева. Посетитель изложил о. Иоанну свой взгляд на причины, вызвавшие погром, на что Батюшка ответил: “Я уже знаю это и сожалею о том, что сказал раньше…

   Я уже выслал для семейств христиан сначала 300 рублей, а потом – 500…

   Когда собеседник описал тяжелое положение, в котором, благодаря погрому, очутились не только семьи лиц, арестованных по поводу погрома, но и сотни христианских ремесленников, лишившихся зароботка у евреев, о. Иоанн прослезился и сказал с глубокой грустью:

   -Я собирался написать нищенствующим христианам письмо… Я напишу сейчас.

  Ему подали перо и чернила. И тут же, в присутствии других посетителей, написал на почтовом листе малого формата “письмо к возлюбленным братьям, кишиневским христианам.”