Комарову В.В.
Март 1907
Прошу почтенную редакцию
напечатать в столбце своем мое заявление. Пройдохи-странники, рассеявшись по
разным городам и селам и осведомившись о простодушных и доверчивых крестьянах и
крестьянках, смущают их рассказами, будто бы от меня слышанными, что скоро
страшный суд будет, сто скорее надо заботиться о своих душах и отлагать все
житейские попечения, продавать имения и отдавать деньги им, приходящим, как бы
для вручения мне — для нищих.
При этом они внушают
доверчивым, что нужно ехать в Кронштадт, ибо там только можно, будто бы,
спасение получить. Из многих местностей я получал подобные заявления от
благочинных и простых священников1 и отписывал им, что я
ничего общего с такими пройдохами не имею и никого из них никогда не просил
помогать мне материально и не собирал ни с кого не только рублей, но и копеек,
зная, что лучше давать, нежели принимать2.
Протоиерей Иоанн Сергиев
Печатается по: Котлин. 1907.
№ 77. 4 апреля.
Впервые: Свет. 1907. 1
апреля.
1 В личном архиве о. Иоанна сохранилось много
подобного рода писем. Священник с. Перники Покровского уезда Владимирской
губернии о. Алексей Златоустов, например, писал:
“Мое письменное к Вам
обращение вызвано необходимостью. В середине февраля – сего года прибыли к нам
от Вас, из Кронштадта, три личности женского пола и сказали про себя, что они
посланы Вами в люди собирать для Вас всякую жертву… К сему эти женщины
проповедовали у нас следующее, что якобы и вы проповедуете всем:
1)истинное священство и служение только у Вас в Кронштадте, а больше
нигде;
2)деньги – печать Антихриста;
3)Вы не умирали – и не умрете;
4)только на Вас и на Ваши портреты должно молиться.
Вопрошу Вас, в надежде
получить от Вас письменный ответ, дабы вовремя нам успокоить взволнованных”. –
ЦГИА СПб, ф.2219, оп.1, д.7 А, л.72-73.
2 Опубликованное в газетах заявление о. Иоанна вызвало
ответный поток писем, позволяющий составить представление о масштабах
злоупотреблений его именем. Так, проф. Казанского университета, бывший член 2-ой
Гос. Думы М.Я.Капустин в письме Батюшке описал происшествие, имевшее место в
с.Русиново Клинского у. Москов. Губ.:
“Весной этого года какая-то
женщина, называвшая себя Агафьей, пришла в деревню Русиново <…> в дом
крестьянской вдовы Аграфены Васильевны Чачиной, стала предлагать ей книжки от
Вашего имени и вести душеспасительную беседу. Узнав, что у этой вдовы есть дочь
24 лет, девица грамотная, работящая и оч. Благочестивая, она стала уговаривать
мать отпустить ее с нею в Кронштадт получить Ваше благословение, а затем, если
ей понравится, поступить в женскую обитель, находящуюся под Вашим управлением и
попечением.
Мать охотно на это согласилась
и имела намерение и сама последовать за дочерью, так как домашняя жизнь ее была
омрачена пьянством и беспутством единственного сына. Дочь, Анна Николаевна
Чачина, работавшая на соседней ткацкой фабрике, с восторгом приняла предложение
матери и проповедницы и, после кратких переговоров, отправилась в Кронштадт и
Петербург для разведок, в сопровождении доброй спутницы. Восторг ее достиг
крайних пределов, когда она побывала в
Кронштадте, причастилась из Ваших рук и получила Ваше благословение на
поступление в обитель. Вернувшись домой, в сопровождении той же спутницы, она быстро
ликвидировала свои дела, собрала до 60 р. денег, забрала с собой швейную машину
и все свое имущество, ценностью около 200 рублей (по оценке матери) и около 9
мая уехала в Петербург, с обещанием писать к матери каждую неделю. С тех пор
прошло почти 3 месяца, и об Анне Чачиной нет ни слуха ни духа. Все письма
матери остаются без ответа, и дочь ее “как в воду канула”. – ЦГИА СПб, ф.2219,
оп.1, д.65, л.1-4.