МЫСЛИ ПРИ ЧТЕНИИ КНИГИ ИОВА

Гл.1. Если ты не любишь Бога при тех благах, кои Он даровал и дарует тебе, беда тебе — дары Божии увеличат твое осуждение. Если же и любишь, но потому только, что Он прежде возлюбил тебя и по любви Своей осыпал тебя Своими благодеяниями, то и это не принесет тебе много пользы: Аще любите любящая вы... (Мф. 5, 46).

В несчастье ты забудешь своего Благодетеля или, по крайней мере, тебе может угрожать эта опасность. Люби Бога бескорыстно, за то, что Он — твой Бог, твой Творец, от Которого ты в полной зависимости, как глиняный сосуд в доме горшечника, за то, что Он есть Совершенство Бесконечное, Которое нельзя не любить: можно ли не любить высочайшую Истину, высочайшее Добро и высочайшую Красоту, Которых мы так усердно ищем и к Которым стремимся всю жизнь. Это — наш Первообраз: можно ли образу не иметь естественного влечения к своему Прототипу?

Гл. 2, ст. 2. Как быстр диавол при своей духовной природе: обойти всю землю для него значит то же, что для нас какую-нибудь маленькую весь. Посмотрите, как самые слова его Господу означают изумительную быстроту его похождений. Рече Господь диаволу: откуду ты грядеши? Тогда рече диавол пред Господем: прошед поднебесную и об-шед всю землю, приидох.

Так удобоподвижна и легка природа духа, даже злого. Как быстры должны быть парения Ангелов светлых! Вот с небесных кругов летит Гавриил в Назарет к Деве Марии. В какое краткое мгновение времени совершился этот полет! Одна нога, как говорится, на небе, другая — на земле. Вот Даниил пророк молится в своей уединенной комнате, и еще глаголющу ему в молитве, и се, муж Гавриил, которого он видел в видении своем в начале, парящь, и прикоснуся ему, аки в час жертвы вечерния (Дан. 9, ст. 21).

Так быстры духи сотворенные и так мало значит для них вещественное пространство. Каков же Сам Творец духов? Если так мало ограничиваются пространством созданные Им духи, то Он Сам должен быть, как и действительно есть, не ограничен никаким пространством, или лучше: для Него нет пространства, Он выше всякого пространства; все пространства вещественных миров и необъятные для мысли пустоты между ними для Него — одна точка. Все миры носятся по одному слову Его. Что же ты, человек, пред своим Богом? — Ничто.

Я перед Тобой — ничто. Ничто. Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих щедрот, Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод.

Впрочем, и душа человеческая или мысль человеческая может пролетать в одно мгновение огромные расстояния мировые; это оттого, что и в ней есть подобие Божества вездесущего.

Гл. 2, ст. 6—13. Рече Господь диаволу: се, предаю ти его, токмо душу его соблюди. Изыде же диавол от лица Господня и порази Иова гноем лютым от ног даже до главы.

Болезнь, которою поразил диавол Иова, была так велика, что жена его скиталась и служила ему, место от места преходящи, и дом от дому, ожидающи солнца, когда зайдет, да почиет от трудов своих и от болезней, которые саму ее терзали от одного вида болезней мужа своего. Болезнь так превосходила всякое описание и сострадание, что друзья Иова семь дней и семь ночей сидели при нем и никто же от них возглагола к нему словесе: видяху бо язву люту сущу и велику зело.

Беда наша, если предает нас Господь за наши грехи диаволу. Апостол Павел предал сатане на измождение плоти коринфского кровосмесника для того, чтобы дух его спасся в день Господа нашего Иисуса Христа. Надобно думать, что сатана мастерски изуродовал плоть этого несчастного, если принять во внимание то, как велик был его грех, требовавший соразмерного себе наказания, и как непомерно зол и жесток диавол, которому он был предан.

Гл. 3, ст. 3—23. Послушайте, что говорит многострадальный Иов, сидящий на гноище, как страшны слова его, как люта болезнь, которою он поражен: да погибнет, — говорит он, — день, в оньже родихся, и нощь оная, в ню же реша: се, мужеск пол... Да не будет (она) во днех лета, ниже да вчислится во днех месяцей: нощь оная да будет болезнь, и да не приидет на ню веселие и радость... да померкнут звезды тоя нощи, да ожидает и на свет да не приидет, и да не видит денницы возсиявающия, яко не затвори врат чрева матере моея: отъяла бо бы болезнь от очию моею.

А вот его сетование: почто в утробе не умрох; из чрева изшед, и абие не погибох; почто же мя прияша на колена; почто же ссах сосца... Почто дан есть сущим в горести свет и сущим в болезнех душам живот, иже желают смерти и не получают, ищуще якоже сокровища, обрадованы же бывают, аще улучат смерть; смерть бо мужу покой, егоже путь сокровен есть, затвори бо Бог окрест его!

Видишь, как худо быть в болезни; благодари же Бога, что ты здоров.

Гл. 5, ст. 19—21. Шестижды от бед измет тя, в седмем же не коснеттися зло: во гладе избавит тя от смерти, на брани же из руки железа изрешит тя: от бича языка скрыет тя, и не убоишися от зол находящих.

Ст. 26. Внидеши во гроб якоже пшеница созрелая во время пожатая, или якоже стог гумна во время свезенный.

6-я и 7-я главы, в которых Иов говорит о тяжести своей болезни, необыкновенно сильны и трогательны.

Гл. 8, ст. 9. Вчерашни есмы и не вемы, сень бо есть наше житие на земли.

Гл. 8, ст. 20. Господь не отринет незлобиваго: всякаго же дара от нечестиваго не приимет.

Гл. 9, ст. 2—4. Како будет праведен человек у Господа? Аще бо восхощет судитися с ним, не послушает его, да не преречет к единому словеси его от тысящи. Премудр бо есть мыслию, крепок же и велик — и так далее.

Ст. 25. Житие мое есть легчае скоротечца: отбегоша и не видеша. Или есть кораблем след пути, или орла летяща, ищуща яди?

Ст. 30, 31. Аще бо измыюся снегом и очищуся руками чистыми, довольно в скверне (в гное) омочил мя ecu, возгнушася же мною одежда моя.

Гл. 10, ст. 8. Руце Твои сотвористе мя и создаете мя: потом же преложив, поразил мя ecu. Помяни, яко брение мя создал ecu, в землю же паки возвращаеши мя... Кожею и плотию мя облекл ecu, костьми же и жилами сшил мя ecu: живот же и милость положил ecu у мене, посещение же Твое сохрани мой Бог... Аще согрешу, храниши мя, от беззакония же не безвинна мя сотворил ecu.

Гл. 11, ст. 10. Аще превратит вся, кто речет Ему: что сотворил ecu?

Гл. 12. В ней говорит Иов. Его слова сильны и поучительны (ст. 13—19): у Него премудрость и сила, у Того совет и разум. Аще низложит, кто созиждет; аще затворит от человеков, кто отверзет? Аще возбранит воду, изсушит землю: аще же пустит, погубит ю превратив. У Него держава и крепость, у Того ведение и разум... Посаждаяй цари на престолех и обвязуяи поясом чресла их.

Един Бог всемогущ и премудр, а цари — Им мудры и крепки.

Гл. 13, ст. 12. Отъидет величание ваше равно пепелу, тело же бренно.

Ст. 23. Колицы суть греси мои и беззакония моя; научи мя, кая суть?

Ст. 24. Почто крыешися от мене; мниши же мя противна суща Тебе; или яко лист движим ветром убоишися; или яко сену носиму ветром противляешимися; яко написал ecu на мя злая, обложил же ми ecu юностныя грехи.

Гл. 14, ст. 4. Кто чист будет от скверны?... Изочтени же месяцы его от Тебе, на время положил ecu, и не преступит...

Ст. 7—9. ...Есть древу надежда: аще бо посечено будет, паки процветет, и леторасль его не оскудеет: аще бо состареется в земли корень его, на камени же скончается стебло его, от вони воды процветет, сотворит же жатву, якоже новонасажденное. Муж же умерый отъиде, пад же человек, ктому несть*.

* В следующей далее фразе: Одно благочестие... — заключительное слово не поддается прочтению.

Гл. 15. Елифаз Феманитин говорит Иову сильно и дерзко. В 16-й главе говорит опять Иов, тоже с силою.

Гл. 16, ст. 19. И ныне се, на небесех Послух мой, Свидетель же ми во вышних...

Ст. 20. Да приидет моя мольба ко Господу, пред Ним же да каплет око мое...

Ст. 22. Лета же изочтеная приидоша, и путем, имже не возвращуся, пойду.

Гл. 17, ст. 1. Тлею духом носимь, прошу же гроба и не улучаю.

Ст. 14. Смерть назвах отца моего быти, матерь же и сестру ми гной.

Ст. 15. Где убо еще есть ми надежда, или благая моя узрю?

Ст. 16. Или со мною во ад снидут, или вкупе в персть снидем?

В 18-й главе говорит Валдад Савхейский, тоже дерзко: «Что ты не перестаешь говорить! Подожди, дай нам поговорить. Зачем мы, как четвероногие, молчим пред тобою? Долго ты гневаешься. Но что же? Если ты умрешь, разве не населена будет поднебесная, или сдвинутся горы с оснований и пр.?»

В 19-й главе — опять Иов: «Доколе вы будете утруждать меня и низлагать меня словами? Узнайте, по крайней мере, что Господь сделал меня таким. Клевещете на меня, не стыдясь, нападаете на меня. Пусть вправду я грешник, пусть я говорил, что не следовало, и тогда, когда не нужно...»

Жалуется на друзей, на братьев, на знакомых, на соседей, на рабынь, на жену, на любимых им, 'что они все оставили и презирают его.

Ст. 21. Помилуйте мя, помилуйте мя, о, друзие! рука бо Господня коснувшаяся ми есть. Почто мя гоните якоже и Господь?

Ст. 25. Вем, яко присносущен есть, иже иматъ искупити мя...

Гл. 20. Говорит Софар Минейский.

Ст. 5. Веселие нечестивых падение страшно, обрадование же беззаконных пагуба.

Страшному падению других свойственно радоваться только людям злым, нечестивым.

Ст. 6. Аще взыдут на небо дары его, жертва же его облаков коснется.

Бог не принимает жертв от нечестивых.

Ст. 8. Якоже сон отлетевый не обрящется, отлете же аки мечтание нощное.

Ст. 9. Око призре, и не приложит, и ктому не познает его место его.

Ст. 11. Кости его наполнишася грехов юности его и с ним на персти уснут (грехи).

Ст. 15. Богатство неправедно собираемо изблю-ется, из храмины его извлечет его Ангел...

Ст. 19. Многих бо немощных домы сокруши, жилище же разграби и не постави...

Ст. 27. Да открыет небо беззакония его (нечестивого), и земля да востанет нань.

Ст. 28. Да извлечет дом его пагуба до конца, день гнева да приидет нань...

Ст. 29. Сия часть человека нечестиваго от Господа и стяжание имений его от Бога.

Гл. 21, ст. 7—9. Почто нечестивии живут, обет-шаша же в богатстве; семя их по души, чада же их пред очима.Домове их обилнии суть, страх же нигде, раны же от Господа несть на них? (А Софар утверждал противное; Иов против него).

Ст. 11—12. Пребывают же яко овцы вечныя, дети же их предиграют, вземше псалтирь и гусли (псалтирь — инструмент), и веселятся гласом песни.

Ст. 13. Скончаша во благих житие свое, в покои же адове (гробовом) успоша.

Ст. 14. Глаголют же Господеви: отступи от нас, путей Твоих ведети не хощем.

Ст. 15. Что Всемогущий, яко да поработаем Ему? и кая польза, яко да взыщем Его.

Ст. 17. Обаче же и нечестивых светильник угаснет, найдет же им развращение, болезни же их объимут от гнева.

Ст. 18. Будут же аки плевы пред ветром, или якоже прах, егоже взя вихр.

Ст. 22. Не Господь ли есть научаяй разуму и хитрости; Тойже мудрых разсуждает.

Ст. 23—26. Той умрет в силе простоты своея, всецел же и благодушествуяй и благоуспеваяй, утроба же его исполнена тука, мозг же его разливается. Ов же умирает в горести души, не ядый ничтоже блага. Вкупе же на земли спят, гнилость же их покры.

Правда, иногда и нечестивые благоденствуют, но по Божию попущению и милости: Он и грешников милует. Впрочем, это бывает ненадолго. Скоро они терпят наказание.

Гл. 22. Говорит Елифаз Феманитин.

Ст. 23 и далее. Аще обратишися и смириши себе пред Господем, и далече сотвориши от жилища твоего неправду, и положен будеши на персти в камени, и якоже камень потока Офирска. Будет убо тебе Вседержитель помощник от враг, чиста же сотворит тя якоже сребро разжженно, потом дерзновение возъимееши пред Богом, воззрев весело на небо. Помольшуся же тебе к Нему, услышит тя, даст же ти обеты твоя воздати, устроит же ти жилище правды, на путех же твоих будет свет; яко смирил ecu себе, тогда речеши: вознесеся, и поникша очима спасет.

Обратись к Богу, смирись пред Ним и старайся угождать Ему: Господь непременно будет твоим Помощником, так как Он ожидает только повода с твоей стороны, чтобы Ему помочь тебе, твоего смирения или смиренного сознания, что ты сам по себе бессилен для малейшего добра — и твоего обращения на путь правды. Как Он станет помогать тебе, когда ты не считаешь для себя нужною Его помощь в гордом и слепом самолюбии, когда ты далек от Него по своим делам неправедным и не стоишь Его помощи? Помощь Божия выше и драгоценнее всякой помощи человеческой. Бог помогает не телу и не телесным нуждам, которые ничтожны в сравнении с нуждами другой, благороднейшей части нашего существа, а душе — в ее потребностях душевных. Грехи делают душу скверною и нечистою в очах Божиих; Бог очищает ее от этой греховной скверны: чиста же сотворит тя, якоже сребро разжженно. Человек, живущий в греховных нечистотах, носит в самом себе жестокого судию — совесть, обличителя своих нечистот, и, когда никто другой не осуждает его, он сам себя осуждает, не имеет мира и радости в душе; все кругом него уныло и мрачно, все как будто грустит с ним, он не имеет сыновнего дерзновения пред Богом. Как раб, провинившийся пред своим господином, он боится Его. Но когда Господь чиста сотворит человека по благодати Своей, якоже сребро разжженно, тогда он дерзновение возымеет пред Богом, воззрев весело на небо.

Гл. 25. Говорит Валдад Савхейский.

Ст. 4. Како будет праведен человек пред Богом; или кто очистит себе рожденный от жены? Аще луне повелевает, и не сияет, звезды же нечисты суть пред Ним, колми паче человек гной, и сын человеческий червь.

Бог есть высочайший и чистейший Свет; все сотворенные светы пред Ним то же, что зимнее мерцание зари или отражение от далеко сокрывшегося за землею солнца. Но это таковы духовные светы. Вещественный свет пред Ним — сумрак; как вещественный, он груб и нечист в сравнении с Его несозданным, все просвещающим светом.

Гл. 26, ст. 4. Кому возвестил ecu глаголы? дыхание же чие есть исходящее из тебе?

Как ты смеешь произносить дерзкие слова на всеуправляющий Промысл? Вспомни, Чье у тебя дыхание, без которого мы не можем произнести ни одного слова? Как ты не смиряешься, не видишь, что ты в полной зависимости от Бога — твоего Творца?

Гл. 27, ст. 8—10. Кая есть надежда нечестивому, яко ожидает; наделся на Господа спасется ли? Или мольбу его услышит Бог; или нашедшей ему беде, еда имать кое дерзновение пред Ним, или яко призвавшу ему, услышит ли его?

Горе нечестивому, прогневавшему Бога своими беззакониями: он, как вышедший из чина созданий Божиих, из-под законов Творца, носится в мире Божием, как лист отпадший и увядший; ветры управляют его полетом. Ничего не может он делать полезного, потому что не пребывает в Боге: будите в Мне, без Мене не можете твори-ти ничесоже (Ин. 15, 5), — говорит Спаситель. Так как он отпал от Бога, то Бог не услышит молитвы его, пока он искренно не обратится к Нему и не покается. Как раб непокорный, он не может надеяться на милости от Него.

Гл. 28, ст. 12 и далее. Премудрость же откуду обретеся; и кое место есть ведения? Не весть человек пути ея, ниже обретеся в человецех. Бездна рече: несть во мне: и море рече: несть со мною. Не дастся сокровище за ню, и не известится сребро на изменение (на обмен) ея, и не сравнится со златом... со ониксом честным и сапфиром...

Ст. 20 и далее. Премудрость же откуду обретеся; и кое место есть разуму? Утаися от всяка-го человека, и от птиц небесных скрыся.

(Как весело и с каким удивлением смотрели люди патриархальные на птиц, парящих в высотах воздушных! Недаром они называли их небесными: их выспренний, небесный полет восторгал их самих). Пагуба и смерть рекосте: слышахом ея славу. Бог благо позна ея путь: Сам бо весть место ея. Ибо Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори. Ветров вес и воде меру егда сотворил, тако видяй сочте, и путь в сотрясении громов, тогда виде ю, и пове-да ю, уготовав изследи и рече человеку: се, благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла есть ведение.

Паук не знает, откуда у него такая премудрость — плести правильные, геометрически точные сетки; пчелы не знают, откуда они имеют способность выделывать соты; деревья и травы не смыслят, откуда у них мастерство образовывать изумительную ткань в своей древесине, корнях, листочках и цветах; сам человек производит часто изумительнейшие вещи, но весьма часто не постигает, как он их сделал, откуда взялась у него такая премудрость.

Откуда же обретеся премудрость многоразличная; и кое место есть ведения?

Не весть, воистину не весть человек пути ее: где же она? Бездна говорит, что в ней нет ее; море — тоже. Нельзя купить ее сокровищами света. Откуда премудрость? Пагуба и смерть говорят только, что они слышали ее славу, но не говорят, откуда она. — Бог один хорошо знает ее место. Ибо Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори, ветров вес и воде меру. Он-то, Всеведущий, все исчислил и взвесил, и самые пути раскатов громовых. Он-то дал всякому созданию премудрость (виде ю и поведа ю). Он сказал человеку: быть благочестивым — значит быть премудрым, а удаляться от зла — значит знать.

Гл. 29, ст. 15. Око бех слепым, нога же.хромым, — говорит Иов.

Гл. 30, ст. 15. Отъиде ми надежда якоже ветр, и якоже облак спасение мое.

Ст. 19. Вменявши мя равна брению, в земли и пепеле часть моя. Возопих же к Тебе, и не услышал мя ecu.

Вечный голос — земн<ородных>.

Ст. 23. Дом всякому смертну земля.

Никто не уйдет никуда дальше земли: на земле живем, в земле и погребемся. А сколько у Господа пространства, кроме земли, сколько других миров? Мог ли когда кто-нибудь из смертных проникнуть куда дальше земли? Никто: только в последнее время на воздушных шарах могли подниматься от земли верст на 8 вверх, не больше. Как ты ограничен, человек! Благоговей же пред Беспредельным!

Гл. 31. Исповедь Иова. Говорит в особенности о своих добрых делах.

Гл. 32, ст. 21—22. Человека не постыждуся, но ниже бреннаго посрамлюся: не вем бо чудити-ся лицу: аще же ни, то и мене молие изъядят.

Гл. 34, ст. 12—15. Мниши же Господа нелепая сотворити, или Вседержитель смятет суд, Иже сотвори землю? Кто же есть творяй поднебесную и яже в ней всяческая? Аще бо восхощет запретити, и дух у себе удержати, умрет вся-ка плоть вкупе, всяк же человек в землю пойдет, отнюдуже и создан бысть.

Какое достойное Бога понятие имели о Нем люди мира патриархальнаго! Как благочестива была патриархальная древность! Сильные и знатные люди за честь почитали говорить о Боге, как о всемогущем, премудром и праведном Царе своем в домашних или дружеских беседах. А часто ли теперь заводят в дружеском кругу речь о Боге знатные люди?!!

Ст. 17. Виждъ ты ненавидящаго беззаконная и губящаго лукавыя, суща, вечна, праведна.

Ст. 21. Той Зритель есть дел человеческих, утаися же от Него ничтоже от тех, яже творят: ниже будет место укрытися творящим беззаконная.

Везде в древнем мире (в известном месте) нахожу очень хорошее понятие о Боге, какого не имели потом лучшие древние философы. Отчего же это? Оттого, что такое чистое понятие о Боге есть остаток первобытного, еще не затмившегося откровения.

Ст. 30. Иже поставляет царем человека лицемера за строптивость людий.

Да, цари поставляются Самим Богом: это мы твердо исповедуем.

Гл. 35, ст. 5—8. Воззри на небо и виждъ: смотри же на облаки, коль высоки суть от тебе. Аще согрешил еси,что сотвориши?...Понеже убо праведен ecu, что даси Ему; или что из руки твоея возмет? Мужеви подобному тебе нечестие твое, и сыну человеческому правда твоя.

Если мы нечестивы — зло нам и ближним нашим; равно как если мы добры — нам хорошо и ближним нашим. Бог ничего не терпит от наших неправд и не приобретает от нашей добродетели: велик и высок Он над всеми, вся вселенная принадлежит Ему, всемогущему Творцу. Воззри на небо и виждъ: смотри же на облаки, коль высоки суть от тебе. Аще согрешил ecu... понеже праведен ecu...

Гл. 36, ст. 12. Нечестивых же не спасет, зане не хотеша познати Господа и занеже учими не послушливи беша.

Ст. 26—28. Се, Крепкий Великий, и не увемы: число лет Его безконечное: изочтенны же Ему суть капли дождевныя, и излиются дождем во облак... осениша облацы над премногими людьми... о всех сих не дивитлитися ум?

Гл. 37, ст. 3, 6—7. Под всем небом начальство Его, и свет Его на крилу земли... Повелевали снегу: буди на земли, и буря дождев могутства Его. В руце всякаго человека знаменает, да познает всяк человек свою немощь.

Ст. 10—13. От дыхания крепка даст лед: управляет же воду, якоже хощет... Внуши сия: ста-ни учайся силе Господни.

Ст. 22—24. От севера облацы златозарни: в сих велия слава и честь Вседержителева. И не обретаем иного подобна крепости Его: Иже судит праведно, мниши ли, яко не слышит Той? Темже убоятся Его человецы: убоятся же Его и премудрый сердцем.

Гл. 38, ст. 4. Где был ecu, егда основах землю?

Ст. 7. Егда сотворены звезды...

Ст. 11 —18. Рех же (морю): до сего дойдеши и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя. Или при тебе составих свет утренний, денница же весть чин свой, ятися крил земли... Или ты, брение взем, от земли создал ecu животно, и глаголива-го сего посадил ecu на земли?.. Навыкл же ли ecu широты поднебесныя; Повеждъ убо Ми, колика есть?

Ст. 25—27. Кто же уготова дождю велию пролияние, и путь молнии и грома, одождити на землю, на ней же несть мужа... насытити непроходиму и ненаселену, и прозябнути исход злака?

Ст. 31—32. Разумел же ли ecu соуз плиад, и ограждение Орионово отверзл ли ecu? Или отвер-зеши знамения небесная во время свое; и вечернюю звезду за власы ея привлечеши ли?

Ст. 34—36. Призовеши же ли облак гласом; и трепетом воды великия (облако, из которого рождается буря на море) послушает ли тя? Пос-леши же ли молнии, и пойдут... Кто дал есть женам ткания мудрость, или испещрения хитрость?

Гл. 39, ст. 9—11. Похощет ли ти единорог работати, или поспати при яслех твоих? При-вяжеши ли ремением иго его, и провлечет ти бразды на поли; надеешилися нанъ, яко многа крепость его; попустиши же ли ему дела твоя?

Ст. 19—25. Или ты обложил ecu коня силою, и облекл же ли ecu выю его в страх... копытом копая на поли играет и исходит на поле с крепостию: сретая стрелы посмеявается и не отвратится от железа: над ним играет лук и мечъ, и гневом потребит землю и не имать веры яти, дондеже вострубит труба: трубе же вострубившей глаголет, благоже: издалеча же обоняет рать, со скаканием и ржанием.

Ст. 26. И твоею ли хитростию стоит ястреб, распростер криле недвижимъ, зря на юг? Твоим же ли повелением возносится орел?..

Так, Господи, все твари — Твои; Ты Хитрец всего. И я -— дело рук Твоих, как скудельный сосуд горшечника. Я должен только созерцать Твои дела и справедливо удивляться им, благоговеть пред Тобою и любить Тебя больше всего. Я — ничтожество, а Ты — бесконечное Существо, обладающее бесконечной мудростию и могуществом. Молю Тебя, Творец Всемогущий: призри милостиво на ничтожную Твою тварь и не дай ей погибнуть от беззаконий своих.

Гл. 40 и 41. Описываются свойства и действия кита, который рассматривается как особенное, наглядное доказательство всемогущества Божия.

Гл. 41, ст. 1—2. Кто есть противляяйся Мне, или кто противостанет Мне и стерпит? Аще вся поднебесная Моя есть.

Смиряйся, сын человеческий, и не смей противиться Господу даже в мысли своей. Помни, как ты недалек еще от ничтожества! Сочти лета твоей жизни: давно ли ты на свете и давно ли тебя вовсе не было здесь, когда у Господа сотворены и движутся уже несколько тысяч лет небо со светилами и земля со всем, что на ней. Ты еще очень недавно в этом прекрасном доме, который называешь миром; Бог есть Господин этого дома, который принадлежит Ему и по происхождению от Его творческого слова, всех материалов Его и самого устройства и плана Своего. Ты недаром пущен в этот дом, а с тем, чтобы ты трудился в нем для приумножения данных тебе талантов и чрез это приобретал себе право на водворение в обителях небесных, в которые ты перейдешь отсюда по смерти своего тела. — Дому естественно оставаться и существовать дольше своего жильца, как действительно и бывает: в одном доме часто переживает несколько поколений. Потому-то земля, служащая временною гостиницею для людей, вот уже слишком 7000 лет существует и на ней пережило очень много жильцов. Но настанет время, когда и эта великолепная, светозарная гостиница мира разрушится. Господь воскресит всех мертвецов и даст людям новый, вечный дом. Новаго небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет (2 Пет. 3, 13). Смиряйся же, человек, пред Богом, благоговей и во всем повинуйся Ему. А противиться не смей и в мыслях. — В поучение о творении мира.*

Гл. 42, ст 6. Мню себе землю и пепел.

Не должен ли и я вместе с Иовом признать себя землею и пеплом и почаще приводить себе на память мое перстное<?> происхождение, мою смерть, когда я опять буду тою же землею.