Оглавление / Музей

Квартира Ивана Ильича Сергиева (Иоанна Кронштадтского)

Кто в России в начале века не знал этот внешне не примечательный дом в Кронштадте на углу Андреев­ской и Посадской улиц?! Здесь, в скромной по пред­ставлениям того времени квартире на втором этаже до­ма № 12, в течение 53 лет жил протоиерей Иоанн Иль­ич Сергиев.

Этот дом освящен духовными подвигами Всерос­сийского Пастыря, облагодатствован святыми молит­вами Великого Праведника, запечатлен сокровенными тайно­зрениями и вдохновенными писаниями Угодни­ка Божия, и уже при жизни батюшки почитался как свя­тое место Земли Русской.

Что же известно об этом доме?

Из книги И. Туринского «Кронштадтский Андреев­ский собор» (СПб., 1907) явствует, что двухэтажный ка­менный дом на пересечении улиц Андреевской и Посадской (в последние годы жизни о. Иоанна - Ми­хайловской) был построен во 2-й половине XVIII века. Владел им инженер-полковник барон фон-дер-Пален.

24 февраля 1806 года при настоятеле протоиерее Сте­фане Нулеве дом фон-дер-Палена был приобретен у опе­кунов его малолетней дочери «за 7000 рублей ассигнаци­ями из Соборных сумм». С этого времени он стал домом причта Андреевского собора. На первом этаже жили церковнослужители и младшие члены причта. Второй этаж занимали обычно настоятель и ключарь храма.

12 декабря 1855 года в штат Андреевского собора был определен младшим священником отец Иоанн Сергиев, получивший для жительства с матушкой Ели­заветой Константиновной квартиру на втором этаже дома причта.

Квартира о. Иоанна никогда не принадлежала ему как собственность. В его «Формулярном списке» в пер­вой же графе было записано: «Недвижимого имущества не имеет, равно и жена его».

Квартира о. Иоанна была одним из немногих мест, где батюшка мог иметь краткие часы покоя, «минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге», как он сам подписал свою книгу «Моя жизнь во Христе».

В квартире батюшки бывало гораздо меньше посе­тителей, чем в других местах. Естественно, что и воспо­минаний, и фотографий о ней сохранилось гораздо меньше, чем, например, о служении батюшки в Андре­евском соборе.

По воспоминаниям последних лет жизни о. Иоанна можно воссоздать внутренний распорядок его домаш­ней жизни, расположение комнат и их назначение. На первом этаже располагались церковные служители, в частности помощник батюшки, псаломщик Киселев. Второй этаж был разделен на две половины, одну из ко­торых занимал ключарь собора протоиерей Александр Попов (ставший после о. Иоанна настоятелем Андреев­ского собора), другую - о. Иоанн. Перед домом был разбит небольшой садик, в котором, по воспоминани­ям, росли кусты жасмина и несколько фруктовых дере­вьев. Вход, которым пользовался о. Иоанн, находился во дворе дома. Лестница на второй этаж к квартире ба­тюшки (по описанию автора из «Петербургского лист­ка») имела вид отнюдь не парадный, а «довольно запу­щенный». На двери квартиры была укреплена медная табличка с надписью: «Протоиерей Иоанн Ильич Сер­гиев», которая оставалась на двери Квартиры и после кончины о. Иоанна вплоть до революции. Квартира о. Иоанна Кронштадтского состояла из шести комнат и делилась на две половины: батюшки - из трех комнат и матушки Елизаветы Константиновны - из двух комнат. Соединяла их большая зала в угловой комнате с балко­ном. Сразу за дверью с лестницы была небольшая пло­щадка, где было еще две двери, одна из которых вела в переднюю, а другая - в кухню.

Первая дверь - в переднюю - считалась парадной. Когда отец Иоанн встречал высоких гостей: архиереев, духовенство, высокопоставленных лиц, тогда открыва­лась парадная дверь. В обычных случаях ею не пользо­вались и она чаще была заперта на задвижку. Сам ба­тюшка о. Иоанн к себе в квартиру входил через другую дверь, которая вела сразу в кухню. За парадной дверью после прихожей следовала передняя комната, «гарде­робная», в которой стояли шкафы с одеждой и книгами, комод и несколько сундуков с домашними предметами. Из передней ход вел «в большую столовую со старин­ными образами в драгоценных ризах, с горящими день и ночь лампадами».

В доме царил особый дух благочестия, духовной чис­тоты и какой-то «райской радости», о которой писал Д. Озеров, посетивший о. Иоанна в 1900 году: «Отец Ио­анн всю долголетнюю священническую службу при Анд­реевском соборе провел в маленькой скромной кварти­ре, отличающейся только тем, что во всех углах всех ком­нат были киоты с иконами, поднесенными ему со всей России. На шкафах - клетки с воркующими голубями, а перед окнами - канарейки, без устали выводящие свои трели».

«Святая святых» квартиры - кабинет батюшки о. Ио­анна - был сокровенной кельей Подвижника. Доступ в него был закрыт для гостей и ограничен даже для род­ных и близких. Без о. Иоанна кабинет закрывался на ключ, что-либо трогать или переставлять в нем было за­прещено.

В центре кабинета у стены стоял большой письмен­ный стол, за которым батюшка составлял проповеди, почти ежедневно вел дневник, выдержки из которого составили знаменитую книгу «Моя жизнь во Христе». На столе стояли письменный чернильный прибор и до­рогие для батюшки фотографические портреты в рам­ках высочайших особ (в том числе - портрет цесареви­ча Алексея Николаевича) с дарственными надписями. Стол был «весь завален ворохами бумаг, телеграмм, газет и книг», так что для записи в дневник о. Иоанну необходимо было освободить уголок стола. Несмотря на этот видимый беспорядок, о. Иоанн без труда нахо­дил необходимую ему вещь.

«Около стола стояло широкое кресло под чехлом, на котором сидел Пастырь за работой...» Над столом висел большой киот (высота около двух метров) со многими пожертвованными на молитвенную память Святыми образами, в числе которых были и очень ценные с точ­ки зрения художественной, и пожертвованные высоки­ми лицами.

Рядом со столом в углу была «божница» батюшки -напольный киот в виде углового шкафа, также запол­ненный большей частью поднесенными о. Иоанну ико­нами, перед которыми он совершал утреннее и вечер­нее правило, готовился к совершению литургии. От­дельно от других висела икона Святителя Николая Чудотворца - дар о. Иоанну императора Николая Алек­сандровича. Между окнами стоял комод и книжные шкафы с духовной литературой.

В кабинете находилось много святынь, в святом углу и на подоконниках стояло множество бутылочек со святым маслом и святой водой из разных мест, которые привозили батюшке богомольцы, много образков и крестиков со святыми мощами.

В глубине комнаты стояла простая металлическая кровать, отделенная ширмой, на которой 20 декабря 1908 года о. Иоанн тихо и мирно преставился ко Гос­поду.

Второй по значимости комнатой квартиры нужно назвать большую залу. Она была уставлена киотами с иконами. На стене висели два больших портрета им­ператора Александра III и императрицы Марии Фео­доровны. В комнате стояло много цветов, которые любила выращивать Елизавета Константиновна. В этой комнате отец Иоанн принимал своих родных и ближайших ду­ховных чад, а также высокопоставленных посетителей. Здесь быва­ли племянница Анюта (А.С. Орнатская) с мужем - священником о. Иоанном Орнатским, о. Иоанн Востор­гов, игумения Иоанновского монастыря Ангелина, ге­нерал-губернаторы и губернаторы Кронштадта. 5 де­кабря 1907 года здесь о. Иоанна посетили три извест­ных архиерея: митрополит Московский Владимир (впоследствии - Киевский), епископы Серафим (Чи­чагов), занимавший в то время Орловскую кафедру и Гермоген (Долганов) Саратовский (впоследствии - Тобольский), протоиерей Иоанн Восторгов. Это было последнее благословение о. Иоанна после 1907 г. сво­им духовным чадам хранить веру православную, ис­полненную ими даже до смерти. Декабрьские посети­тели о. Иоанна стали новомучениками российскими.

В то время как Андреевский собор был безжалостно взорван, чудом уцелевший дом о. Иоанна остался глав­ным хранителем памяти Всероссийского пастыря в Кронштадте.

В 1995 году группа почитателей о. Иоанна Крон­штадтского начала работу по возвращению святыни. В 1997 году квартира была расселена и в ней по благо­словению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митро­полита Владимира был учрежден Музей - «Мемори­альная квартира Святого Праведного Иоанна Крон­штадтского».

В дальнейшем предполагается восстановить кварти­ру в полном объеме, в том числе и существовавший при ней домовой храм.