Слово в день памяти преподобного отца нашего Иоанна Рыльского, 19 октября 1899 года (старый стиль)

Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет (Пс. 89, 10).
Сегодня мне, Божиею милостию, исполнилось семьдесят лет жизни, благодати священства, воспринятой мною от Господа, — почти сорок четыре года. Почитаю справедливым и должным для себя оглянуться на прожитое время и воспомянуть милости Божий ко мне. Велика милость Божия, что я дожил до таких лет. Истинно сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Кто из знавших меня в младенчестве мог думать, что я доживу до восьмого десятка лет, который, по пророку, составляет крайний предел жизни человека, земного странника. Рос я болезненным, слабым, и в самом младенчестве тяжкая болезнь — оспа — едва не свела меня в могилу, на волосок был от смерти, по меткой молве человеческой. Господь сохранил мне жизнь: я оправился и стал возрастать. Приспело время учиться — я отвезен был в школу. Наука была темна для меня, я не был подготовлен дома; самому надо было доходить до разумения и познания; сознавал и чувствовал я свою беспомощность, ревниво смотрел на успехи товарищей и стал просить помощи и разумения у Бога, дающего всем просящим просто и без упреков (Иак. 1, 5), по выражению апостола Иакова, и открыл мне Господь разум: я озарился светом Божиим; грамота стала ясна для меня, и стал я успевать в соответствующих возрасту и воспитательной цели науках. Но и тогда, во время учения, сколько я перенес тяжких болезней!
При слабых физических силах прошел я три образовательные и воспитательные школы: низшую, среднюю и высшую, постепенно образуя и развивая три душевные силы: разум, сердце и волю как образ тричастной, созданной по образу Святой Живо-начальной Троицы, души. Высшая духовная школа, коей присвоено название Духовной академии, имела на меня особое благотворное влияние. Богословские, философские, исторические и разные другие науки, широко и глубоко преподаваемые, уяснили и расширили мое миросозерцание, и я, Божиею благодатию, стал входить в глубину богословского созерцания, познавая более и более глубину благости Божией, создавшей все премудро, прекрасно, благотворно, подчинившей все создания твердым жизненным гармоническим законам; особенно пленил мой ум и сердце премудрый, дивный план спасения погибающего рода человеческого чрез Божественного Агнца Божия Иисуса Христа, вземлющего грехи мира (Иоан. 1, 29); во мне развилось и окрепло религиозное чувство, которое было в меня вселено еще благочестивыми родителями. Прочитав Библию с Евангелием и многие творения Златоуста и других древних отцов, также и русского златоустого Филарета Московского и других церковных витий, я почувствовал особенное влечение к званию священника и стал молить Господа, чтобы Он сподобил меня благодати священства и пастырства словесных овец Его. Размышляя о чудном, любвеобильном домостроительстве Божием в спасении рода человеческого, я проливал обильные и горячие слезы, сгорая желанием содействовать спасению погибающего человечества. И Господь исполнил мое желание. Вскоре по окончании высшей школы я возведен был на высоту священнического сана.
И вот сорок четвертый год прохожу это звание, принося Богу молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 1, 2) и принося почти ежедневно бескровную жертву, примиряя тварей с Творцом, ибо Господь дал священникам служение примирения (2 Кор. 5, 18), чрез которое и сам я примиряюсь ежедневно с Праведным Судиею, мною прогневляемым ежедневно, и людей примиряю, отвращая праведный Его гнев, движимый на нас ради грехов наших, отводя их от кривых, погибельных путей и указывая пути правые. Благодарю Господа, подавшего мне возможность и удобство чрез частое совершение богослужения изучить весь круг наших богослужебных книг, познать их мудрый состав и богатство содержания и образы величайшего спасительного покаяния грешных и милосердия Божия к кающимся, всю глубину богословия, всю сладость славословия Божия и дивные хвалы Божией Матери, любовь к Богу и различные подвиги бесчисленных святых.
Благодарю Господа, что Он удостоил меня родиться и воспитаться и быть священником в Святой Соборной и Апостольской Церкви и членом ее, хотя и недостойным, и удостоиться ходатайства ее пред Богом, на которое и надеюсь, что оно не посрамит меня, ибо не надеюсь на свои дела, которых не имею, а на заслуги Господа Иисуса Христа, искупившего меня Кровью Своею от греха, проклятия и смерти, на молитвы Божией Матери, святых ангелов и всех святых. Они умолят за меня Господа, и Он введет меня в Царствие Свое Небесное.
Дорогие братия, иереи, и сопастыри словесного стада Христова! Нам вверено от Бога величайшее служение. Мы облечены благодатию священства, мы уполномочены благодатию вседействущего и всеосвящающего Духа Божия совершать величайшие Тайны Божий в Церкви возрождения и освящения грешного человечества, обновления, примирения себя и его с Богом, мы предстоим Престолу Вседержителя лицом к Лицу, беседуем с Ним, умоляем Его, прославляем и благодарим Его, непрестанно обращаемся к Нему, как ближайшие Его слуги и строители Тайн Его (1 Кор. 4, 1). Какая требуется от нас вера, какое благоговение, какое внимание к себе непрестанное, какая чистота сердца, какое бесстрастие, какое упование на Бога, какая любовь к Богу и ближнему, какое дерзновение, какая мудрость и простота, какое отрешение от всякого зла, какое милосердие и сострадание к людям, погрязающим во грехах!
Священник, живя на земле, должен быть небесным, горняя мудрствующим, а не земная (Кол. 3, 2), и весь предан Богу и спасению человеков. Где нам взять все это, откуда почерпнуть такую обильную благодать? Бог дал нам всякую благодать. Мы должны непрестанно испытывать себя, пробуждать себя от усыпления, которым враг старается непрестанно обкрадывать нас; должны возгреватъ дар благодати Божией (2 Тим. 1, 6), данный нам при рукоположении, должны быть день и ночь на страже и себя и своих паств. Мы облечены благодатию священства, благодатию ходатайства за народ и за весь мир, благодатию совершать великие христианские Тайны, которые сильно могут содействовать и нашему спасению, умудрению, укреплению духа и тела и спасению наших ближних. Святые были подобострастные нам люди, но спаслись и сами и спасли многих-многих послушных им людей.
Спасемся и мы сами и других спасем, если будем ревнительны, ибо Сам Дух Святой ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8, 26).
И слава Богу! Пастыри ныне горячо взялись за свое святое дело пастырства, возбуждаемые и поощряемые своими архипастырями. Училища в духе церковном умножаются и растут, плоды учительства видны всюду; народ просвещается. И это необходимо. Ныне шаткое, мятежное, бурное время. Сектанты и раскольники усердно сеют плевелы ложных учений в народе, стараясь отторгнуть от Церкви простодушный народ, но благодать Божия сильнее вражьих козней, больше Тот, Который в нас, то есть Господь, нежели тот, который в мире, то есть дух льсти и злобы. (1 Иоан. 4, 4).
Господь положил вся враги Своя под ноги Свои (1 Кор. 15, 25). А мы будем усердными Ему споспешниками, как говорит апостол: Богу бо есмы споспешницы (1 Кор. 3, 9).
Сорок четыре года я Божиею милостию священствую, да поможет мне Господь и еще священствовать во славу Его и во спасение людей Его, и да сподобит Он меня и вас достигнуть возможного совершенства в деле спасения нашего в меру возраста Христова (Еф. 4, 13), желаю этого от души всем сопастырям, желаю и всем людям Божиим быть беспорочными и святыми. Аминь.

Оглавление
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Наш Питер. 

Рейтинг сайтов. Коллекция.ру
Рейтинг@Mail.ru