Церковь, богословствуя в своих песнопениях о таковых плодах Крещения Господня,
вещает: "Да исполниши всяческая (небо и землю) Твоея славы, Тебе самого
истощил еси даже до рабия образа; ныне же длани раба (Предтечи) подклоняеши
главу рабски, мое наздание (грехи) благоутробно очищая и подая новое
возрождение. Когда ты явился телом, освятилась земля, воды прияли
благословение, небо просветилось; род человеков горького мучительства вражия
избавися. Новотвориши земнородных нов Адам быв - Сам Создатель - огнем и Духом
и водою совершая странное возрождение и обновление чудное, новотворя крещением
богодельным без сокрушения и грнил; Духом Святым души животвориши, водою же
освящаеши тело сложное, исправляя словесное животное - человека. Грядет
Христос подать избавление всем верным крещением: сим бо Адама очищает, падшего
возвышает, низложившего мучителя (диавола) посрамляет, небеса отверзает, Духа
Божественного низводит и причастие нетления дарует" (Минея, 4 и 5 декабря). Из
этих песненных вещаний святых отцов вы можете усмотреть, какие чудные
благодать и сила сообщаются нам через Крещение Христово, а именно: очищение,
освящение, обновление, примирение с Богом и усыновление Ему. Слава Господу
Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения, и нам даровавшему
возрождение, пакибытие, сыноположение и живот вечный, и разорившему прежнее
средостение вражды и проклятия и праведного отвержения от Бога. Будем ли мы
равнодушны и нечувствительны к таким благам возрождения и обновления, даруемым
нам в крещении? Будем стараться понимать и уяснять для себя эти дары Божии,
чтобы пользоваться ими к своему обновлению и спасению.
Но я слышу от толстовцев, пашковцев и штундистов и наших старых раскольников:
не надо ваше крещение, ваше миропомазание. Ваше причащение, не нужна нам
Церковь с ее таинствами и обрядами: мы без Церкви спасемся. На это скажу всем
им: Бог поругаем не бывает (Гал. 6,7). Снова господь для вразумления дерзких
вольнодумцев не придет, снова креститься и распинаться для них не будет и
новой Церкви созидать не будет, а придет судить всех живых и мертвых (Деян.
10,42). Ужасен будет суд для противников и вольнодумцев. Если мы, получив
познание истины, говорит апостол, - произвольно грешим, то не остается более
жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готоваго
пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева при двух или трех
свидетелях без милосердия наказывается смертию, то сколь тягчайшему, думаете,
наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню
Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто
сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет
судить народ Свой (Втор. 32,35-36). Страшно впасть в руки Бога Живаго (Евр.
10,26-31). Эти слова относятся как к раскольникам и сектантам, так и ко всем
именующимся православными христианами, но не живущих по вере, не принимающих
таинств и живущих в не раскаянии.
Но что значит крестный ход на Иордан? Это непростой, хотя великолепный обряд.
Церковь не занимает никого и не занимается праздными зрелищами - она совершает
святой воспоминательный обряд, вызываемой потребностью самой природы, или
естества стихий - воды и воздуха, оскверняемых и растлеваемых непрестанно
грехами человеческими и потребностью самих людей, живущих в воздушном
пространстве на оскверняемой грехами земле и имеющих непрестанную нужду в
здравой воде. Вся природа и все стихии, повторяю, постоянно оскверняются
человеческими грехами и лукавыми духами, живущими в воздухе и производящими в
нем всякие тлетворные веяния и болезни. И потому является неотложная
потребность церковного освящения и оздоровления этих зараженных стихий - благо
на это Церковь имеет от Бога власть и силу. Не замечаете ли, что что-то
неладное творится в полуденном мире, т.е. у нас на земле? То совершенная
беззимица и идут дожди, когда им не надо быть, или расстилаются вредные
туманы, или выпадает глубокий снег, становится, по-видимому зима, и вдруг
начинается южное веяние и растопляется весь снег. То и дело смена явлений в
природе, неподходящая ко времени года. А отсюда сколько острых болезней,
сколько умирающих внезапно или очень скоро? Слабые телесные или даже и сильные
организмы падают часто в борьбе с таким вредным непостоянством в природе.
Конечно, она изображает наше непостоянство, нашу неверность Богу, наше шатание
житейское и наказывает нас за то.
Гряди же, гряди Церковь Божия, святая и освящающая всех и все на воды, и
освяти их вместе с воздухом данной тебе от Бога благодатью и очисти и оздрави
их; даруй нам в окроплении и питии освященной воды очищение и освящение нам и
жилищам нашим и здравии душам и телам нашим. Всеблагий и всемощный Освятитель
и Создатель мира, Душе Святый, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй, всех нас
очисти, освяти, просвети, уврачуй, укрепи, обнови и утешь чудным, живоносным,
святым и пресладким Твоим осенением. Аминь.