обличительное слово 24 февраля 1897 года (старый стиль) по поводу ухода некоторых лиц из лона православной церкви

Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви православной и уходящие или ушедшие в католичество ли другое какое-либо не православное вероисповедание или же в штунду, пашковщину и толстовщину,- сознают ли они все то, что они оставляют и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят?
Установим определенную точку зрения на православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.
Что же? Неужели Церковь и вера православные есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого и Всемогущего Архитектора-Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава Церкви - Иисус Христос?
Имя ли одно - Церковь православная, без действительного православия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада? Разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?
Разве Церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей ее истины и православия, ее чудной животверности и спасительности, даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава Церкви - Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все апостолы и пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские величие учители и святители - Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн? Разве не с нами и не за нас - адаманты православия - преподобные отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин, и наши русские преподобные отцы: Антоний и Феодосии Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, - знают ли они, каковы были столпы православия, все наши благоверные святые князья Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер - православную, особенно же святой благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, святой Михаил Черниговский и Михаил благоверный князь Тверской? Разве пустое зрелище - недавнее прославление новоявленного святителя и чудотворца Черниговского Феодосия? Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители всероссийские: Петр, Алексий, Иона и Филипп, московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению, разве он не свидетель о истине и спасительности нашей веры и Церкви? Наконец скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины? Но кто отрекается от православия, тот отрекается от общения со всеми святыми, которые, между прочим, потому и называются святыми, что сохранили святые догматы веры и показали ее на деле; отрекающийся от православной веры, по этому самому, отрекается и от общения с Самим Главою Церкви - Христом. Спрашиваю еще всех и каждого колеблющегося в святой православной вере: разве мы покинутычудодейственною и спасительной силою Божиею? Разве мы не спасаемся постоянно в нашей святой вере и Церкви? И кто же из нас, православных, разумных и просвещенных, познавших на опыте спасительность своей веры и ее удовлетворение всему существу нашему, оставит свое православие и перейдет в другую какую-либо веру? Только одна истинная и всеспасительная в мире вера - вера православная: она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы - чего о других вероисповеданиях сказать нельзя, ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и пра-вилами, противными Откровению и сильно затрудняющими спасение душ. "Небо и земля прейдут, словеса же Мои не прейдут", - говорит Господь. Между тем в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом, об обоих видах причащения, о главенстве Церкви).
Будем же твердо держаться святой Церкви и своей православной веры. Только Православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине ее.