в неделю Ваий, или на день входа Господня в Иерусалим.
"Правда Божия, проявившаяся в кресте"

Ныне суд миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон:
и когда Я вознесен буду от земли (на крест), всех привлеку к Себе
(Иоан. 22,31 -52).

Совершаем праздник Ваий, или торжественный последний вход Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалим на всеискупительные страдания и смерть. Вход этот совершился необычайно, в сопровождении учеников и множества народа и незлобивых детей — не на коне, а на молодом осленке, покрытом одеждами учеников. Народ резал зеленые ветви древесные, держал их в руках и бросал под ноги Путешествовавшему и восклицал: осанна, благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев (Лк. 19, 38).
Причиною такой восторженной встречи было воскрешение Иисусом из мертвых четверодневного мертвеца Лазаря, в доказательстве, что Он, Иисус, крестом Своим и смертию разрушит смерть и ад и все человечество избавит от смерти вечной. Слава Тебе, Христе, грядущему на вольную страсть и смерть ради нашего спасения!
Итак, мы сегодня воспоминаем шествие кроткого и смиренного Давида на единоборство с духовным Голиафом — сатаною, пленившим человеческий род и побежденным от Христа. Давид победит его камнем из древесной пращи во Имя Господа Бога; а ныне Сам Господь, образом Коего был тот камень, победил мысленного Голиафа - сатану древом креста Своего, страданиями и крестною смертию Своею, добровольно и искупительно за нас подъятыми.
Нельзя не заметить здесь внутренней, причинной связи между древом преслушапия (в раю) и древом послушания (крестом) на Голгофе. Древо преслушания повергло человечество в тление; древо послушания, т. е. добровольные страдания и смерть Богочеловека за людей, послушных ему привело их к нетлению и райской жизни. Ныне суд миру сему, говорил Господь народу пред страданиями Своими; ныне князь мира сего изгнан будет вон, т. с. из людей верующих и преданных Христу, и когда Я вознесен буду от земли (на крест), всех привлеку к Себе.
Какое зрелище страшное и странное! Мир прелюбодейный и грешный судит неправедно, завистливо и злостно своего Создателя и Праведного Судию всего рода человеческого, а Он, Господь и Спаситель, Праведный Судия, самым унижением, терпением и послушанием Своим Отцу Небесному, послушанием даже до смерти, судит мир, погрязший по грехах, и князя мира сего — сатану и избавляет человечество от злодейства его, дав ему выкуп за беззаконных — неповинную душу и тело Свое, — снисходит чрез смерть в ад, связывает самого сатану и всех клевретов его, разрушает крепость адову и выводит узников его из этой вечной темницы и всех верующих на свободу Царствия Небесного, всем верным отверзая рай сладости.
Пламенное оружие уже не хранит врат Едемских; ибо на них нашел преславный союз древо крестное (союз неба с землею); смертное жало и адова победа сокрушены, ибо Господь предстал адовым узникам, возгласив им: войдите опять в рай (Триод, неделя крестопокл., икос по 6 песни).
Таким образом, чрез Крест Христов открылся суд грешному миру. Какой суд? Все неверующие первосвященники, книжники и фарисеи, лицемеры, все тогдашние и нынешние гордецы неверующие, богатые и надменные земною мудростию, ученостию и знатностию произнесли и произносят суд сами над собой, осудив на крест или отрекаясь Праведника, Благодетеля человечества, сотворившего безчисленные, благотворные чудеса и знамения, — и когда явится Крест Его с небеси во второе Его пришествие тогда воззрят на Того, Которого пронзили, ужаснувшись своей злобы и дерзости (Иоан. 19, 37). Верующие и покорные Евангелию увидят для себя полное прощение грехов своих ради язв Спасовых, подобно благоразумному разбойнику, а неверующие и ожесточенные, нераскаянные — вечное себе осуждение и — страшное некое чаяние и огня ревность хотящаго поглотить противников (Евр. 10, 27). Что значат слова Спасителя когда Я буду вознесен от земли, т. е. на крест, всех привлеку к Себе? Эти слова вполне будут ясны, когда вспомним, как привлечены были к вере во Христа непобедимою силою Распятого Савл, потом ставший Павлом Апостолом, самым ревностным из всех; потом архидиакон Стефан первомученик и затем несчетное множество последователей Иисуса Христа на востоке и западе во всех народах.
Припомните безчисленное множество мучеников, с радостию претерпевших за веру во Христа всякие мучения и разнообразно в муках кончивших жизнь свою. Вспомните населенные подобно городам пустыни подвижников, провождавших равноангельскую жизнь в пустынях египетских, фиваидских афонских, синайских и многих других. Какая Божественная, чудная, спасительная сила Распятого влекла к Нему все это безчисленное множество людей, уверовавших и познавших и возлюбивших Его всем сердцем и всею душою! Вот что совершил Распятый Своими искупительными страданиями и смертию! А без креста мир погиб бы потому что тогда не было бы этой всеискупительной и притягательной к Богу силы. Только крестом спасен и спасается мир. А потому все неверующие и отпавшие ныне от креста и от Церкви Христовой без всякого недоумения погибнут, если не обратятся, подобно детям, в простоте веры, к Христу, как Богу Спасителю и Жизнодавцу и Праведному Судии всего мира.
Доколе еще не поздно, обратитесь все неверующие к вере, к покаянию в слезах и сокрушении сердца. Не опоздал бы кто! Может быть, завтра же последует тебе, человек, суд Творца. Аминь.