"ЦАРСТВИЯ ЗЕМНЫЕ КОЛЕБЛЮТСЯ И ПАДАЮТ ОТ БЕЗВЕРИЯ И БЕЗЗАКОНИЯ"

6 мая 1907 года
Россия и церковь торжественно празднуют сегодня рождение венчанного Богом Царя на царство всероссийское и молят Царя Царей о благополучной державе, победе, то есть долгоденствии, мире, здравии, спасении Его, земного Царя нашего, и о том, чтобы Господь благопоспешил и пособил Ему во всем и покорил под ноги Его всякого врага и супостата. Обращаюсь ко всем вам, как член человеческой семьи, с вопросом, что значат эти два слова: слово и заповедь Творца первым человекам, и слово ложное, искусительное человекоубийцы - диавола.
Заметьте последствия для людей того и другого слова. Каковы оне по существу? Одно слово живое, зиждительное, жизнерадостное; другое льстивое, мечтательное, омрачающее, мертвящее. Что было и доселе бывает последствием послушания людей слово врага или последования человека-грешника всем внушениям врагов бесплотных и всяким страстям? Не смятения ли всякие в мире - неверие, безбожие, безначалие, своеволие, зависть, крамолы, убийства, татьба, хищения, пьянство, сквернодейство, всякое насилие, взаимная неприязнь народностей, идолопоклонство, бесчисленные несогласия в верах и самые нелепые заблуждения?
А какие бывают последствия послушания человека, верующего слову Божию, заповедям Божиим, Евангелию и святой Богоучрежденной Церкви Христовой? Вера, всяческая правда, всякий порядок общественный, кротость, послушание, воздержание, мудрость, мужество, благость, милосердие. Послушание слову Божию ведет к тишине, миру, всякому порядку в мире семейном, политическом и экономическом; к повиновению властям духовным и гражданским.
Этим двум словам - слову Божию и слову врага бесплотного - все мы доселе повинуемся; слушаем или того, или другого. Послушавшись человекоубийцы-врага вначале и доныне повинуясь ему, род человеческий впал в бесконечное безумие, он променял - жизнь на смерть, свет на тьму, красоту на безобразие, мудрость на безумие, нетление на растление.
Не в мирное, а беспокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов Божеских и человеческих; во время бессмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавшихся о себе чрез меру; ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что царство русское колеблется, шатается, близко к падению.
Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, царство русское ныне так расслаблено, обессилено, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава, Коим твердо держится на дивной гармонии небо и земля - столько веков. Вот отчего царство наше колеблется: и одно ли русское царство, занимающее шестую часть земли, колеблется от безбожия и анархии? Нет, колеблются и трясутся все царства земные, оставившие веру истинную; а некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мира он совсем сделается трупом и дымящейся головнею, которая совсем истлевает от последнего страшного, всеобщего огня: ибо земля и все дела на ней сгорят, по апостолу, и мы чаем нового неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда (2 Петр. 3, 10; 13).
Мы, русские православные верующие, как чада Церкви христианской, по принятии таинства Крещения, приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написаннных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, постигших совершенства, и к Ходатаю Нового завета Иисусу, и к крови кропления (Христовой крови), говорящей лучше, нежели Авелева.- Смотрите, говорит Апостол в послании к евреям, не отвратитесь и вы от Говорящего. Если те (древние евреи, бывшие при Моисее), не послушавши глаголавшаго на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Бога, глаголющаго с небес. Которого глас тогда поколебал землю и Который ныне дал такое обещание: "Еще раз поколеблю не только землю, но и небо". Слова "еще раз" означают изменение колеблемого как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которую будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом. Потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12, 25 - 29).
Я привел указанные слова Павла из послания к евреям потому, что они относятся и к нам, русским людям, отступавшим от Бога и от Нового Сиона, Церкви Христовой, основанной на несокрушимом Камне-Христе, на Который кто упадет, разобьется, а на кого Он упадет, того раздавит (Мф. 21, 44). Несомненно, что все отпавшие от веры и Церкви русские разобьются как глиняные горшки (сосуды скудельные, Пс. 2), если не обратятся и не покаются. А Церковь останется непоколебимою и до скончания века, и Монарх России, если пребудет верен Церкви Православной, утвердится на престоле России до скончания века.

Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нея многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: "Отымется от вас царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его" (Мф. 21, 2 - 43). Аминь.