Епископу Гурию

16 февраля 1895. Кронштадт

 

Настоятель кронштадтского собора, февраля 16 дня 1895 г. Кронштадт. Его Преосвященству, Гурию Епископу Самарскому.

 Честь имею почтительнейше ответить на Ваше ко мне отношение от 30 января, сего года за № 1642.1 Преосвященнейший! Удивляюсь хитрости и коварству злоначального змия, сеятеля многоразличных плевел в роде человеческом, как он неусыпно старается извратить истинную, правую и спасительную веру нашу и обратить ее в повод ко вреду неразумным и суемудренным, ищущим своей хотя печальной и вредной известности, а не истинного познания Божия и славы Божией и спасения ближнего. Видит Бог, что я ни малейшего повода не подал крестьянке Клипиковой к тому, чтобы она признавала меня за Христа, — меня человека грешного и немощного. Благодать Божия и долговременное служение в сане священническом2, со предшествовавшим высшим образованием богословским3 — так укрепили меня в истинной вере и в сознании моей немощи и греховности и в содействии мне непрестанно силы Божией, что я никогда не мыслил о себе высоко, а признавал себя тем, что я есмь — “немощным и грешным паче всех”. Удивляюсь нелепости, бессмыслию и грубости означенной женщины, — и вот я ныне же обличаю ее и слушающих ее настоящим письмом в безумстве, нелепости и пагубе учения Клипиковой, как невежественной бродяги, безграмотной и бессмысленной. Утверждаю пред всеми, что несть иного имени под небесем, о нем же подобает спастися, кроме Имени Иисуса Христа, которым и я непрестанно спасаюсь и побеждаю грех и супостата диавола, а Иисус Христос пребывает на небеси и сидит одесную Бога Отца и всегда невидимо пребывает с верными своими в церкви своей на земли, по Его обетованию: “се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века4”. — И “аще мы или ангел с небеси благовестит паче, нежели благовествуем, анафема да будет5”. Если найдете, Ваше Преосвященство, полезным и нужным огласить в печати это обличительное писание мое касательно Клипиковой, — прикажите его напечатать в епархиальных или губернских ведомостях, пусть все, кому нужно ведать, знают, что я человек грешный, но живущий, очищаемый, освящаемый и руководимый непрестанно благодатию Христовою ради благодати священства, на мне почивающей — и во мне действующей, по вере и усердию моему, и да умолкнут все суемудренные и невежды, неведующие ни яже глаголют, ни яже утверждают”.

Вашего Преосвященства смиренный послушник

Протоиерей Кронштадтского Собора Иоанн Сергиев.

 

Печатается по: Самарские Епархиальные ведомости. 1895. № 6. Часть официальная. С. 61-62.

 



1    В своем официальном обращении к о. Иоанну Преосвященный Гурий просил его попытаться прекратить распространяемое крестьянкой Е.Клипиковой еретическое учение. В ноябре 1894 г. приходской священник слободы Александрова Гая Новоузенского уезда довел до сведения епархиального начальства, что его прихожанка Екатерина Клипикова по возвращении из Кронштадта стала распространять среди своих односельчан нелепые мысли о протоиерее Кронштадтского Андреевского собора. “Настоящий о. Иоанн, - утверждала она, давно скрылся и теперь это уже не о. Иоанн, а сам Христос, пришедший на землю во плоти, чтобы наставлять развращенный род человеческий”. Клипикова говорила, что “… лице о. Иоанна изменяется: видимо бывает в трех видах, что означает троичность в нем лиц божества”. Передавала она также, что о. Иоанн уже был вызываем на суд перед Св. Синодом, и на запрещение именовать себя Спасителем, ответил: “Они (приходящие к нему), как малые дети, по вере своей называют меня тем, что я есмь; но если они умолкнут, то камни возопиют” – Самарские ЕВ. 1895. №6. Часть офиц. С.60-62.

2 О. Иоанн служил в сане священника с 1855 г.

3 Имеется в виду учеба в СПб Духовной академии (1851-1855).

4 Мф. 28.20.

5 Гал. 1.8.