Игумении Таисии

16 декабря 1893

 

Добрейшая Матушка Таисия!

 

Поздравляю с наступающим великим праздником Рождества во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Как твое здоровье? каково состояние души твоей, многопопечительной и многотрудной? Чтó моя племянница Анюта?1 Преуспевает-ли в учении? усердно ли молится? — это главное. Не скучает ли? Чтó сестры твоей обители? здоровы ли все? Всем Вам дай Бог здравие, мир, тишину, благочестие и страх Божий и преуспеяние духовное.

Матушка Таисия! Студент академии П—в2 мне не нравится с его заносчивыми, светскими претензиями, чтобы невеста его играла на фортепиано и едва ли не танцевала; я думал о нем, судя по его отцу, что и он человек благочестивый, как и подобает юноше, готовящемуся принять священный сан, быть пастырем душ человеческих. А с такими взглядами человека я бы не желал иметь для моей дорогой Анюты. Я полагаю избрать Анюте жениха из семинаристов, окончивших курс с более скромными требованиями. Да устроит все Господь, если Ему угодно, чтобы племянница моя была подругою пастыря — служителя алтаря Господня3.

Я только что вернулся из Ростова-на-Дону, куда был приглашен4. Пока прощайте.

Ваш богомолец, смиренный Протоиерей Иоанн Сергиев.

16 декабря 1893 г.

 

Печатается по: Письма о. протоиерея Иоанна к ... Игумении Таисии. Спб., 1909. С. 5-6.

 



1 О. Иоанн, ежегодно бывавший в Суре, в 1891 г.( его поездка была приурочена к освящению Никольского храма), живя в доме Д.И. Малкиной принял с ее согласия решение увезти с собой в Кронштадт племянницу Анюту, чтобы дать ей необходимое воспитание. Во время торжеств 16-ти летняя Анюта привлекала к себе общее внимание. А. Нарцизова так пишет о ней в своих воспоминаниях: “Всем нам было хлопот, как говорится, полон рот. Душой всех ручных работ была молоденькая голубоглазая Анюта, дочь любимой сестры Батюшки, Дарии Ильиничны <…>. Характерный тип красавицы- северянки, рослая, здоровая, с льняными волосами и ясными, как у самого Батюшки, глазами, она везде поспевала: и в церкви помогала приводить в порядок и шить, что нужно для освящения, и в столовой убирала стены затейливыми украшениями, еще лучше и проворнее нас. Горожан. Хотя раньше, живя безвыездно в Суре, ничего подобного и не видывала. Всюду и всем она помогала и везде вносила какое-то оживление и радость и сразу сделалась нашей общей любимицей. Да и дорогой Батюшка с какой отеческой любовью следил за ее неутомимостью.”- КП, 1916, №23, с.367.

2 Возможно,  имеется в виду студент 3 курса СпбДА Иван Попов, выпускник Архангельской семинарии. В 1893г. о.Иоанн был почетным членом Академии и имел возможность общаться со студентами во время экзаменов и академических торжеств. – Памятная книжка СпбДА за 1893-94 уч.г. Спб., 1893. С.26.

3 Вероятно, о. Иоанн посетил дачу харьковского купца П.П.Рыжова, находящуюся вблизи Харькова на железнодорожной станции “Рыжово”. Харьковская газета “Южный край”, со ссылкой на столичную газету “Петербургский листок”, 13 июля 1893 г. сообщила: “…О. Иоанн Кронштадтский, ккоторый, посетив свою родину Суру, ныне отбыл в Соловецкий монастырь, намеревается посетить в скором времени южные города – Одессу, Харьков и др.” (№ 4303). Но дальнейшей информации о посещении о. Иоанном Харьковской губернии в газетах не появились. Возможно, о. Иоанн предпринял поездку , избегая широкой огласки, т.к. его пребывание в Харькове и Рыжове летом 1890 г. сопровождалось огромными стечениями народных масс (см. об этом: Зыбин А.А. И.И.С. <…> Очерк жизни и деятельности. Петроград, 1892. С.158-166).

4 О. Иоанн посетил Ростов-на-Дону 10-12 декабря 1893 г по приглашению местного купца Г.Ф. Паршина. За несколько лет до этого Г.Ф. Паршин привозил в Кронштадт жену и дочь, страдавших тяжелыми недугами. Больные получили исцеление по молитвам о. Иоанна, и батюшка дал Паршину обещание при первой возможности посетить Ростов- на- Дону. Во время своего пребывания в городе о. Иоанн останавливался в доме общественного деятеля С.Н. Солодова.

( Приазовский край. 1893. №311, 8 дек; № 312 9 дек; №315 12 дек; № 316 13 дек.)