В редакцию газеты “Котлин”
22 ноября 1905
Прошу уважаемую газету1 поместить следующую мою заметку в одном из первых
столбцов своих.
По непонятной, невыразимой
ненависти ко мне редакторов — издателей “Петербургского Листка”, “Петербургской
Газеты” и недавно народившейся “Руси” молодого Суворина2, эти
три газеты помещают на своих страницах постоянные клеветы на меня, ложные
известия и ругательства3, и ссылают меня то в
Соловки4, то в Сибирь, то увольняют на покой после нового года,
желая как-нибудь извести меня и совсем убрать с этого света. Пока Бог терпит
грехам моим, я спокойно остаюсь в Кронштадте и служу Богу и людям, хотя и
выезжаю часто по просьбам .верных и в Петербург, и в Москву, и в другие города.
В отставку не выхожу, хотя и ветеран летами, но не дряхлый силами. Пишу и
печатаю и всем правду говорю, и не с сегодняшнего дня, а давно-давно, и остаюсь
неизменным в своей добропорядочной жизни, как ни клевещут на меня злые языки.
Но они дадут ответ Судящему право всей вселенной.
Протоиерей Иоанн Сергиев
22-го ноября 1905 г.
Особенно прошу перепечатать
мою заметку в уважаемой и любящей правду газете Комарова “Свет”5.
П. И. С.
Печатается по: Котлин. 1905. № 261. 23 ноября.
1 Редакторам – издателям “Котлина” был Е.П.
Тверитинов.
2 Редакторами перечисленных изданий в 1905 г были:
Н.А. Скроботов (“Петербургский листок”), Н.С. Худяков, П.Ф. Левдин
(“Петербургская газета”) и А.А. Суворин
(“Русь”).
3 Например, в № 13 газеты А.А. Суворина “Русь” (от 8 ноября 1905 г) появилась
заметка “о. Иоанн и кронштадтские
беспорядки” за подписью “Баян”, в которой о.И. обвинялся в “постыдном бегстве”
из города. О нападениях газеты “Санкт – Петербургский Листок” о. Иоанн
неоднократно делал записи в своем дневнике: “ <17 мая
1905>.<…>Благодарю Господа, умирившего сердце мое, смущенное клеветою
писак “Санкт – Петербургского Листка”; 4 июля <1905> <…> Благодарю
Господа, скоро призревшего на тайную покаянную молитву мою в скорби моей по
поводу неприязни иеромонаха В. и священника З., оклеветавших меня в газете
“Санкт – Петербургский листок”. Я помолился за них”.
( Еп. Арсений (Жадановский). Воспоминания. М, 1995. С. 174, 181.)
4 Слухи о том, что о. Иоанн удаляется на покой в
Соловецкий монастырь, имели в 1905 г. достаточно широкое хождение, о чем
свидетельствует, в частности, письмо Орловской
игумении Антонии от 30 июня 1905 г. : “<…> Если то правда, что Вы
наше светило, удаляетесь в Соловецкий монастырь для пребывания с Единым Богом,
то при всем лишении слышать ваше слово (что было через Екатерину Васильевну
(Духонину- ред.)) горе наше побеждается мыслию, что Вы, измученный Страдалец
Христов, найдете покой душе Вашей в единении с Богом…” – ЦГИА СПб, ф. 2219, оп.
1, д. 7 В, л. 24.
И письмо сурской игумении Порфирии от 14 января 1905 г: “ Наша
архангельская постройка всех интересует и служит всеобщего суждения и зависти
<…> Они уже все пропели, что не будет ничего, что о. Иоанн ушел на покой
и в Соловецком поселяется, я даже горько плакала от упорного этого разговора.”
– ЦГИА СПб, ф. 2219, оп 1, д.2, л. 88 – 88 об.
5 О дружественных отношениях и доверии о. Иоанна
газета хранящийся в архиве Батюшки, с надписью : “ Денежный, со вложением 100 рублей. В.С. – Петербург, в
редакцию газеты “Свет”. Виссариону Виссарионовичу Комарову.” – ЦГИА СПб, ф.
2219, оп. 1, д. 1, л 18.