Слова / в неделю четвертую по Пятидесятнице
Протоиерей Иоанн Орнатский.
Слово, произнесенное в Исаакиевском Кафедральном Соборе 7 июня сего 1915 года при Архиерейском богослужении.
О вере
Сегодня слышали мы повествование Св. Евангелия об исцелении Господом Иисусом Христом слуги Капернаумского Сотника. Этот Сотник проявил трогательную заботливость о больном слуге; несмотря на свое высокое положение и на то, что был язычником, с глубочайшим сознанием своего недостоинства исповедал непоколебимую веру во всемогущество Господа Иисуса Христа: „Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой".
Сам Господь удивился крепкой вере язычника и сказал идущим за Ним: „Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры". И, в ответ на просьбу сотника, Своим всемогущим словом Господь исцелил болящего: „иди, и как ты веровал, да будете тебе. И выздоровел слуга его в тот час". (Mф. 8, 5-13.)
Господь мог бы похвалить сотника за его нежное сочувствиеe к страданиям ближнего, или за его необычайное смирение; но восторг удивления со стороны Спасителя вызвала вера сотника. Этой высокой похвалой Господь ставит пред нами сотника, как пример веры, и вместе показывает,
что основа духовной жизни человека заключается в вере, что вера есть источник смирения, сострадания и прочих добродетелей.
О, вера святая, спасительная. Сколь вожделенна ты пред очами Господа и сколь плодоносна для человека тобою украшенного!
Что—корень для дерева, то вера—для человека.
Каждое дерево своим корнем связано с землей; через корень получает из нее питательные соки, зеленеет, цветет и приносит плод. Бури не страшны для дерева, пока цел корень. Если буйный ветер обломит его сучья, сорвет и рассеет часть листьев, живительная сила, хранящаяся в корне, вскоре восстановит утраченную красоту. Но горе, если погиб корень; тогда и дерево неизбежно погибнет.
И мы через веру соединяемся с Источником вечной жизни—нашим Спасителем так, что верующий в Него имеет жизнь вечную. (Иоан. 6, 40—47), верою мы как бы открываем душу для принятия Божественной благодати и спасительных действий ее в нас, а в случае неверия душа остается как бы закрытой и недоступной для этих действий; верой укрепляемся в благочестии, которое на все полезно,
имея обетование жизни настоящей и будущей. (Тимоф. 4, 8).
В виду столь важного значения веры для христианина наша главнейшая забота должна быть о том, чтобы цел был в нас этот корень, чтобы беречь и хранить в себе веру, как берегли и спасались ею подвижники благочестия. Как малые дети во всем доверяются родителям, так и угодники Христовы с полным доверием относились ко всем высоким, непостижимым для разума истинам Божественного откровения, и чистыми сердцами воистину зрели Бога. Невидимое, но открытое Богом,
для них было как бы видимо; то, чего только желали и ожидали по обетованию Божию, они уже предвкушали в этой жизни, как настоящее. Напр. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит: Бога никто нигде не видел (Иоан. 1, 18), а Св. Царь Давид говорит: предзрех Господа предо мною выну (Псал. 15, 8). Как предзрел? Bеpoй. Пресвятая Дева Мария, приняв благовестие Архангела о рождении от нее Спасителя,
возрадовалась. Почему возрадовалась? Она верила, что совершится сказанное ей от Господа. (Луки 1, 45).
Также радостны и благостны были Христовы угодники. Окрыляемые верою, они распространяли вокруг себя благоухание Святыни не только при жизни своей, но и после кончины. Праведники вовеки живут; их „кости наги, “ источают исцеления (Троп. муч. 10 дек.); они просветятся как солнце в Царстве Отца их (Mф. 13, 43). Взирая на
такой конец жизни праведников, подражайте вере их, скажем словами Апостола (Евр. 13, 7).
Берегите, братия христиане, в сердцах своих сокровище веры во Единого Бога, Творца мира, в Господа Иисуса Христа, нашего Искупителя, благодатно Животворящего Духа Своего, через церковные Таинства, спасающего бессмертные души верующих от вечной погибели, но и в этой жизни помогающего жить целомудренно, праведно и благочестно.—
Вера спасет вас во всяком положении. Богат ли кто, вера поможет ему избежать горькой участи Евангельского богача; беден ли кто,—беден, как Лазарь, вера вознесет его на лоно Авраамово; велик ли кто и славен, вера подскажете ему, что истинное величие заключается в смирении, в готовности послужить другим, ибо и Сам Господь пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить
и отдать душу Свою для искупления многих..(Мр. 10, 45); слаб кто и страдает под бременем непосильной работы, вера ободрит и утешит его обетованием, что Господь.. есть друг и покровитель труждающихся и обремененных, что все бедные, больные, грешники кающиеся встречали в Нем сострадательное милосердие, возвращались к жизни во славу Божию. Тревожится ли кто за участь своих близких, находящихся
на полях сражений, или томящихся в пленении, или же убиенных на брани. И здесь Св. вера успокоит вас. Она скажет вам: вы тревожитесь, что ваши родные страдают, что их ранят, убьют . О, ваши тревоги вполне естественны. Молитесь вы вместе с Господом Иисусом Христом. Он пред своими страданиями с сильным воплем принес молитвы к Могущему спасти его от смерти, и был услышан за свое благоговение (Евр. 5, 7). Как услышан, спросите вы? Ведь Господь после того
был распят. Благоговейная молитва Спасителя была услышана, потому что скорбь, тоска и ужас после молитвы сменились у Него спокойной покорностью воле Божией. Молитесь же и вы. Если Господь не сохранит по вашим молитвам родных ваших, то Он дарует вам силу спокойно, с преданностью воле Божией пережить тяжелые дни испытаний. Вместе с вашим Спасителем и вы скажете: если не можете миновать меня чаша сия, чтобы мне не пить ея, да будет воля Твоя (Mф. 26, 42).
Так молитва, подкрепляемая верою, доставит вам утешение; она даст вам еще более по обетованию Спасителя; „все, о чем будете просить с верою, получите" (Mф. 21, 22).
Вера христианина простирает взор свой и за пределы земной жизни. Она видит всех верных чад своих, благочестно поживших в земной жизни, наследниками вечного блаженного царствия; а воинов, положивших души свои за веру, Царя и Отечество, в венцах нетления предстоящими вместе с мучениками пред Престолом Вседержителя. Нет у них болезней, печалей, воздыханий, но слава вечная, радость вечная над главами их.
Бессмертные души наших героев-страстотерпцев вместе с теми прежде почившими великими предками, которые верою побуждали царства, творили правду, получали обетования, радуются ныне, пострадав за истину, проявив своей смертью за ближних высшую степень любви Христовой, радуются, видя возрастающую среди русских людей веру—этот залог Божия благословения и успеха во всяком деле.
Да. Настоящая, беспримерная по числу сражающихся, жестокая война, кроме безмерного горя, слез, увечий, смертей и других бесчисленных бедствий, внесла во многие сердца, засохшие от неверия, живительную струю веры.
Мы слышим известия, как многие под вражескими пулями, среди ужасов крови и смерти, обретают в сердцах давно утерянную веру. Среди молодежи вдруг стали смешны и нелепы так много нашумевшие лиги смерти, клубы самоубийц, и все то, что нанесли мутные волны освободительного потока. Семьи, казалось, еще недавно распадающиеся под влиянием того, что закон Божий перестал управлять умами и волями людей, вдруг оказались крепко спаянными взаимной любовью и общностью понятий о долге перед родиной. Родители нежно благословляют этих погибших было и вновь обретенных сынов на славную смерть за Отечество, пишут им и сами получают письма, продиктованные глубокой любовью к страдающей родине.
Другие, жаждущие счастья и славы родного народа, преданы самоотверженной работе для облегчения ужасов войны: на полях сражений, в лазаретах, среди бедных семей воинов.
Люди различных взглядов объединились между собой в могучей борьбе с грубостью, жестокостью, звериной похотью и кровожадностью этого скопища не имеющих названия чудовищ.
В этой борьбе нас объединяет и окрыляет вера, что русское смиренномудрие и жалость даже ко врагам, несомненно победят вражескую гордыню и кровожадность; что верующая Русь, как сострадательный, глубоко верующий Евангельский сотник, на смиренную мольбу свою услышит слова Господа: иди, и как ты веровал, да будет тебе.
Пусть же Св. вера еще глубже и шире пускает свои корни в нашем отечестве. А так как она приобретается не одними только усилиями человека, а есть вместе и дар Божий, то будем усерднее молить Господа словами Апостолов: Господи, умножь в нас веру (Лук. 17, 5), что бы она ярко засияла в родной земле, повела богоносный народ наш к чести и славе, к жизни по заветам Христа. Аминь.
Священник Иоанн Орнатский
Опубликовано: "Кронштадтский пастырь" 1915, №14