Слова / Кронштадтский пастырь. 1914, №13
Слово свящ. Иоанна Орнатского перед Плащаницей. Иоанновский монастырь, 1914 год.
Перед Плащаницей
Поклоняемся Страстем Твоим, Христе
Снова Господь судил нам пережить в священных обрядах и песнопениях крестные муки Спасителя, и как бы присутствовать при распятии Его!
Сердце православного христианина, любящее своего Господа, не может оставаться равнодушным при этих драгоценных воспоминаниях. В нем пробуждается что-то хорошее, заветное, дорогое. Доселе хладное, оно согревается при этих святых воспоминаниях, окаменевшее — растаивает, как воск от лица огня, или как тает лед под лучами теплого весеннего солнышка; омрачённое житейскими страстьми—оно просветляется, одушевляется и рвется к свету, готовое всего человека увлечь на служение Богу и ближнему.
И понятна верующему эта великая сила креста Христова, столь властно покоряющая себе души и сердца людей. При крестных страданиях Спасителя с такою силою проявилась любовь Божия к человеку-грешнику, что даже бездушная природа подвиглась от этой безмерной любви Творца к твари: земля потряслась, камни распадались, солнце сокрыло лучи свои. „Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в
онъ не погибнет, но имать Живот вечный" (Иоан. 3, 16).
И Сын Божий, творя волю Пославшего Его, дошел до крайней степени уничижения: Он — Святейший Святых, живущий во свете неприступном, окруженный и непрестанно воспеваемый ангелами, за спасение мира умирает на кресте самой позорной смертью преступника. Вот сколь велика любовь Божия к нам грешным! Может ли после этого сердце наше оставаться спокойным? Нет, оно волнуется, чувствуя любовь Божию; в нем пробивается ответный родник любви к своему Спасителю.
Побуждаемые этой любовью многочисленные сонмы праведных—святителей, мучеников, преподобных и всех святых с великим усердием служили Господу преподобием и правдою во все дни жизни своей. Примеры такой жизни, такой любви Господь являет и в наши дни для укрепления нашей веры и любви.
Вот промышлением Божиим является в Церкви Православной дивный пастырь); более 50 лет горит на свещнице Церкви, указывая всем путь спасительный; удивляет, можно сказать, весь мир своею жизнью во Христе, проповедью о Христе, распятом за грехи мира и очищающем Своею пречистою Кровью грехи людские; изумляет всех дивный пастырь Христов силою своей молитвы, широкой, беспримерной благотворительностью, непрестанной, разнообразной деятельностью, которая немыслима была бы без особенной, помогающей ему,
силы Божественной благодати.
Вот другой и третий примеры. Две Высокие Особы Царствующего Дома, — одна в Киеве, другая в Москве, — оставляют свое величие и дают обеты служить ближним, бедным, несчастным, больным во исполнение священного завета Господа Своего, Который Сам приходил на землю не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и дать душу Свою для спасения многих (Мр. 10, 45).
При внимательном отношении к окружающей жизни, вы увидите много и других примеров самоотверженной любви среди людей на разных поприщах жизни и деятельности.
Но если есть и ныне добрые примеры христианского благочестия, если есть души, готовые открыто исповедать Христа Распятого и пострадать за Него, то с другой стороны мы видим еще большее число таких людей, для которых слово крестное кажется юродством и безумием, они готовы даже глумиться над Христом и исповедующими учение Христа. Вместо упреков, пожалеем от души таких людей, как пожалел Господь Иисус Христос Своих распинателей. И мы скажем: „Отче, прости им, ибо они не знают, что делают" (Лк. 23, 34). Пусть это величайшее событие послужит для них спасительным призывом ко Христу, как в глухих местностях звон церковного колокола указывает заблудившемуся путнику верный путь!
Обращаясь к себе самим, мы слышим сейчас из уст Божественного Страдальца и отеческую укоризну и утешение, и обличение, и надежду на помилование. Слышим обличение и укоризну за то, что, будучи искуплены кровью Христовой, и обещав всеми силами души служить Христу, однакоже постоянно нарушаем данные обеты, и служим не Богу, а своим страстям.
Наши страсти часто требуют исполнения своей воли, как буйная чернь требовала распятая Христа; а разум наш, как малодушный Пилат, хотя и убежден в несправедливости требования страстей, и старается освободить душу от подчинения им, но буйные страсти превозмогают его; чувственность наша часто является мучителем и гонителем духа, едва ли не страшнейшим всех гонителей христианства. И вот мы слышим от Господа укоризну, — почему так нерадиво пользуемся богодарованными средствами к нашему спасению, почему
так мало прилежим о душе бессмертной, почему так лениво подражаем тем, которые верны были учению Христову и царствуют со Христом?
Но от этого же Гроба мы получаем надежду и утешение, потому что, как говорит Св.Иоанн Златоуст,-„прощение от гроба всем воссия" (слово на Пасху). Господь пострадал за всех людей. Правда Божия, разгневанная грехами человеческими, требовала казни всем грешникам; но Христос Своими крестными страданиями и смертью удовлетворил Правде Божией: на кресте пригвоздил рукописание грехов человеческих, и ради этих страданий Своих милует и спасает грешников кающихся.
Вот величайшее утешение для грешников. Господь сказал, что Он пришел исцелить сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу (Лк. 4, 18). Он избавит нас от гнетущего чувства греха. Успокоит терзания мятущейся совести. Прольет отраду в измученное сердце. Не допустит верных Своих до уныния и отчаяния,—и не достоин называться христианином тот, его же Господь обрящет унывающа.
К Нему — нашему Спасителю, прибегнем с покаянием во грехах своих, с молитвой веры: Даруй нам, Господи, любить Тебя и Твою истину! Даруй нам послужить меньшим братьям Твоим, ближним нашим, с любовью, как Ты послужил нашему спасению! Пошли дождь благодати в сухие сердца наши и оживи их! Помоги нам пожить здесь на земле по воле Твоей, чтобы быть неразлучными с Тобою и на небе! Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем.
Священник Иоанн Орнатский
Опубликовано: "Кронштадтский пастырь" 1914, №13