Слова / Перед Плащаницей Кронштадтский пастырь. 1917, №15
Протоиерей Иоанн Орнатский.
Слово, произнесенное 31 марта 1917 г. в Иоанновском женском монастыре, после выноса Плащаницы.
Перед Плащаницей
Пред нами изъязвленный, поруганный образ Спасителя! Опять Церковь призывает нас поклониться Царю жизни, ныне мирно почивающему во гробе. И как жены мироносицы несли и возливали благовонные масти на раны Спасителя, так мы несем сюда фимиам кроткой молитвы и искренний вопль сердечного раскаяния во грехах, которые послужили причиной страшных страданий и поносной смерти Спасителя нашего.
И никто из нас не может сказать: „я не повинен в крови Праведника сего"; что это беспримерное и дикое злодеяние, бывшее почти 2000 лет назад, есть дело лишь бесчеловечных мучителей и распинателей Христовых. Нет. Здесь мы должны сказать словами пророка Божия: Той язвен бысть за грехи наши, мучен был за беззакония наши, — А эти беззакония умножились паче числа песка морского, умножились до того, что в современных людях совершенно нельзя узнать последователей Христовых. В самом деле, Господь назначил нам идеал истинной жизни в послушании Его воле, в последовании за Ним, в живом общении с Ним, в приближении к Божественным совершенствам: будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть.
Но что сказать о современных идеалах? Все стремления современных людей сосредоточиваются около облегчения внешней, телесной жизни, сокращения труда, — доставления как можно более плотских радостей. А к небу, вечности, святости, самоотверженной любви, нравственным подвигам какое-то вялое равнодушие, небрежность, холодность. Не несение креста во след Спасителя, а необузданное своеволие страстной плоти стало желанною тропою человеческой жизни. Основою современной жизни стало не учение Спасителя: „да будет воля Твоя, Отче", но да будет воля моя одна.
Гордость человеческая не хочет повиноваться Божественному закону. Довольно малой искры-обиды, которая упала бы в сухие, самолюбивые, гордые сердца наши, достаточно явиться незначительному поводу к вражде, как эта вражда вспыхивает до такой степени, что долго-долго ее ничем не погасить.
То же и в международных отношениях.
Несмотря на присущее русскому народу миролюбие, враги наши неправедно восстали на нас; из вражеских орудий вот уже скоро 33 мес. с страшным громом сыплются на наших воинов смертоносные, разрушительные снаряды. И этот непрерывный ад грохочущих орудий, эта страшная картина огня и удушливого дыма, невинных потоков крови, зияющих ран искалеченных людей, их воплей и стонов раздирающих душу,— не есть ли адский хохот над крестом Христовым, не есть ли это безумный ответ: „распни, распни Его, — на призыв Спасителя: „вложи меч в ножны"; взявшие меч, от меча и погибнут. — А наши внутренние нестроения, разъединения, раздоры, особенно опасные для родины в виду близости грозного внешнего врага, — не есть ли тот же безумный ответ: „распни, распни Его", — на призыв Спасителя к истинной свободе, правде, братству и любви?
Далеко от заветов Спасителя ушла современная жизнь. Поэтому-то плач, горький плач о грехах, о неблагодарности нашей перед Искупителем нашим, о прощении грехов, — вот что более всего прилично нам в настоящие минуты, когда предстоим самому Кресту и Гробу Его! Господь не отринет мольбу о прощении, не утаится пред Ним ни одна капля слезная, из пречистых язв Его истекает никогда не оскудевающий цельбоносный бальзам для всех, кто, по апостолу, носит язвы Христовы на теле своем. — кто страдает с Ним, молится Ему, кается пред Ним. Как в материнском сердце находит отклик каждый вопль малютки, так и божественное сердце Спасителя благодатными колебаниями Своей любви откликается на каждую мировую скорбь и слезу, на каждое биение страждущего человеческого сердца.
Людские страдания Христос вменяет Себе. Он страждет со страждущими. Верим, что Он состраждет сейчас и тебе дорогая родина-мать, тебе, заливаемая кровью, Россия! Да, вместе с этим поруганным образом пред нами и твой поруганный, изъязвленный образ, и никто из нас не может сказать: „я не повинен в страданиях родины", что оплевания и заушения терпит Русь только от чужой руки. Жизнь государства можно сравнить со сложиым механизмом, в котором важны не только громадные рычаги, но и маленькие колесики и ничтожные винтики. Испортились, они, и машина не может работать с прежним успехом. Таким винтиком в жизни родины может быть и каждый из нас. Незаметен наш труд, но ведь из песчинок составляются горы, из капель — моря. Поэтому здесь, перед этой Плащаницей, перед этим образом мировых язв дадим обещание нести родине не огорчения, а утешение, будем честно исполнять лежащие на каждом обязанности и по возможности гасить разгорающийся теперь пожар злобы.
В этой женской обители, кроме наших инокинь, я вижу сейчас много женщин. Некоторые из вас скажут: „мы слишком слабы, чтобы принести какую-нибудь пользу страдающей родине"! Но много может дать здесь и женщина. Она всегда горячо стремилась воплотить в жизни Божию правду. И здесь нам отрадно засвидетельствовать, что среди врагов Христовых не было женщин. Даже жена Пилата подала свой голос за Спасителя. И в то время, как малое стадо, видя поражение своего Пастыря, в страхе разбежалось, женщины сопровождали Христа на Голгофу и здесь продолжали стоять у креста до самой смерти Спасителя. Женская рука приготовила Пречистое Тело Спасителя к погребению. Женщины же были первыми вестницами радости Воскресения.
Любовь — стихия женщины.
Дайте же миру побольше этой святой, самоотверженной любви. Спасите ею человечество, полное злобы и стоящее накануне своего самоистребления. Жены и матери! влияйте на своих мужей, на своих детей там, где восстают чада на родителей. Инокини, избравшие уделом своим молитву! Непрестанно молите Бога мира о мире всего Mиpa, гасите вражду своими горячими молитвами к Тому, Который Сам молился Отцу Небесному: да все едино будут, да все люди любят ближнего, как себя. В единении и любви великая сила и надежный оплот против лютых врагов.
Братия и сестры! Страдания Христовы завершились Его славным воскресением, — полным торжеством правды над злом, — света над темными силами ада. В предвидении этой славной победы Господь ободрял Своих учеников: “дерзайте, ибо Я победил мир” (Иоан. 16, 33).
Мужайтесь, христолюбивые воины, мужайтесь, свободные отныне граждане великой России! Среди наших скорбей и несчастий ни в каком случае не будем малодушествовать, унывать. Малодушие только повредит делу.
Бог даст, правда восторжествует и в нашей жизни. Сияние этой правды и любви разгонит страшную мглу, сгустившуюся над родной землей, и засияет счастьем и славой великая, свободная Россия.
Священник Иоанн Орнатский
Опубликовано: "Кронштадтский пастырь" 1917, №15