МЫСЛИ ПРИ ЧТЕНИИ АПОКАЛИПСИСА
Гл. 1, ст. 7. Се, грядет со облаки, и узрит Его всяко...
Гл. 1, ст. 12 и далее. ...обратився видех седмъ светилник златых, и посреде седми светилников подобна Сыну Человечу, облечена в подир и препоясана при сосцу поясом златым: глава же Его и власи белы, аки ярина белая, якоже снег: и очи Его яко пламень огнен: и нозе Его подобии халколивану, якоже в пещи разжженне: и глас Его яко глас вод мног: и держа в руце Своей десней седмъ звезд: и из уст Его мечъ обоюду остр изострен исходяй: и лице Его якоже солнце сияет в силе своей. И егда видех, падох к ногама Его яко мертв. И положи десницу Свою на мне, глаголя ми: не бойся: Аз есмъ Первый и Последний и живый: и бых мертв, и се, жив есмъ во веки веков, аминь: и имам ключи ада и смерти.
Какая Божественная картина! Какие чудные, прекрасные образы! Все — свет, красота и жизнь. О превожделеннейший Иисусе! Сподоби нас, грешных, узреть Тебя во славе Твоей. По описанию славы Твоей, сделанному возлюбленным Твоим наперсником, я гадаю о том блаженстве, какое будут вкушать праведники в Царствии Твоем, наслаждаясь Твоим лицезрением. Да, я верю, что это блаженство будет несравненное ни с каким земным счастием.
Гл. 2, ст. 4—5. Имам на тя, яко любовь твою первую оставил ecu. Помяни убо, откуду спал ecu, и покайся, и первая дела сотвори: аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светилник твой от места своего, аще не покаешися.
Вспомни, как горяча была любовь твоя ко Господу прежде и как охладел ты к Нему теперь, несмотря на то что ты ныне пользуешься большими благодеяниями Его и имеешь больше побуждений и средств выразить любовь свою к Нему. Смотри: Господь имеет на тя, яко любовь твою первую оставил ecu: помяни убо, откуду спал ecu, и покайся, и первая дела сотвори. Если же нет — Он придет к тебе скоро и двигнет светильник твой — душу твою от места своего.
Гл. 3, ст. 1. ...вем твоя дела, яко имя имаши яко жив, а мертв ecu. 2. Буди бдя и утверждая прочая, имже умрети: не обретох бо дел твоих скончаных пред Богом Моим. 3. Поминай убо, како приял ecu, и слышал ecu, и соблюдай и покайся. Аще убо не бдиши, прииду на тя яко тать, и не имаши почути, в кий час прииду на тя.
Мы часто думаем о себе, что мы благочестивы и составляем живые члены Церкви, а на самом деле мы мертвы, грех как бы неведомо для нас самих живет в нас и разрушает постепенно жизнь нашей души и тела. Весьма часто, начавши хорошо духовную, богоугодную жизнь, мы потом расслабеваем и, таким образом, не доканчиваем своего дела. Буди верен, сказано, до смерти и дам ти живота венец. Чтобы не расслабевать в делах добродетели, надобно непременно испытывать свою веру, како приял и слышал, соблюдать принятое и — каяться в том, что оставил, словом; надобно бдеть над собою — над своим умом, волею и сердцем. В противном случае Домохозяин придет к нам как тать и строго взыщет с нас за то, что мы не делали заповеданных Им дел.
Ст. 11. Се, гряду скоро: держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего...
Ст. 15. Вем Твоя дела, яко ни студен ecu ни тепл: о, дабы студен был ecu или горящъ тако, понеже тепл ecu, и ни студен ecu ниже горящъ, имам тя изблевати из уст Моих.
Надобно, чтобы я был чем-нибудь определенным, а не тем, что называется хаосом, смесью, брожением, в котором все кое-как перемешано и бродит в беспорядке. Чего ожидать доброго от человека, который душею своею представляет беспорядочную смесь доброго с худым, который делает частию добро, но не прочь и от зла. Это состояние опасное: оно означает нравственное бессилие, расслабление. Лучше в этом отношении человек с крайностями: либо холодный, либо горячий. Тут, по крайней мере, есть что-то определенное, чему можно дать определенное место: или — вечный тартар, или — Царство Небесное. Господь говорит о человеке ни холодном, ни горячем: имам изблевати тя. Люди представляются как бы заключенными в Боге, Который одних вмещает в Себя, а других извергает из Себя. Праведники действительно некогда будут жить в Боге и с Богом: этим объясняется та неизъяснимо высокая степень блаженства, какую будет иметь каждый праведник, хотя бы она и была у некоторых сравнительно с величайшими праведниками — низка. И теперь мы некоторым образом живем в Боге: любяй в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает. Впрочем, это относится к людям добродетельным. Но так как весь видимый мир есть дело Божие и Бог всюду находится в мире — в Своих делах и промышлении, то на этом основании можно сказать, что все люди находятся в Боге. Посечение бесплодных смоковниц — людей, не приносящих плодов добродетели, есть то изблевание из Себя, о котором говорил Бог в Апокалипсисе.
...Глаголеши, яко богат есмъ... Совещаю купиши тебе от Мене злато разжжено огнем, да обогатишися, и одеяние бело, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея (ст. 17—18).
Злато — благодать Божия; одежда — дела добрые; срамота наготы — грехи. Коллурием помажи очи твои, да видиши — просвещение Божественное.
Ст. 19—20. Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. Ревнуй убо и покайся. Се, стою при дверех и толку...
Ст. 21. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его.
Побеждай, человек, твои страсти, чтобы тебе заслужить венец правды. Борьба со грехом и страстями неизбежна в этой жизни; если ты без борьбы уступаешь над собою победу диаволу, плоти или миру, ты виноват, ты враг самому себе. Ты не увидишь Царства Небесного, если не будешь стараться побеждать. А чтобы побеждать тебе врагов твоих — для этого нужно упражняться в борьбе и умудряться в изыскании средств к победе. Даром ничто не дается.
Гл. 4, ст. 9 и далее. Егда даша животная (четыре — одно подобное льву, другое — тельцу, третье — человеку, четвертое — орлу летящему) славу и честь и благодарение Седящему на престоле, Живущему во веки веков, падоша двадесятъ и четыре старцы пред Седящим на престоле, и поклонишася Живущему во веки веков, и положиша венцы своя пред престолом, глаголюще: Достоин ecu, Господи, прияти славу и честь и силу, яко Ты ecu создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена.
На небе воздается непрестанно слава Господу; люди праведные вторят славе Божией, воздаваемой таинственными животными, изображающими Силы небесные: Достоин Ты, говорят, Господи, прияти славу и честь и силу, яко Ты ecu создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена.
Так на небе преисполняются вечными чувствами благодарности и гремят вечный глас славословия Силы небесные и люди праведные. А на земле? Тут почти люди забыли, что их земля и сами они — созданы Богом и едва-едва иногда вспоминают о долге благодарности и славословия Творцу — и то по призыву святой Церкви, которая есть зачаток (лишь* зачаток) Царства Небесного на земле. Блаженна земля, что на ней, по крайней мере в храмах Божиих, раздаются славословия Вседержителю. Без храмов Божиих земля была бы мерзостию запустения.
*Далее следует слово, не поддающееся прочтению.
Гл. 5. Видение Книги с семью печатями, Книги Правосудия, исписанной извнутрь и о извне, которую держит в правой руке Существо, Седящее на престоле. Ангел вопиет: кто достоин разгнуть ее и распечатать печати ее?
Не нашлось никого ни на небе, ни на земле, ни под землею, кто бы мог разгнуть ее и даже смотреть на нее. Святой Иоанн плачет, что нигде не нашлось достойного разгнуть и прочитать книгу и даже зреть ее. Один из двадцати четырех старцев сказал ему: не плачь, вот победил лев, от колена Иудова, корень Давидов: он в состоянии разгнуть книгу и разрешить семь печатей ее. И вот среди престола и четырех животных и среди старцев стоит Агнец как бы закланный — с семью рогами и семью очами, означающими семь духов Божиих, посланных во всю землю. Он подошел и взял книгу от Седящего на престоле. И когда Он взял книгу, четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые фиалы, полные фимиама, что означало молитвы святых. И вот они поют песнь новую, говоря: достоин Ты принять книгу и распечатать печати ее, так как Ты заклался и искупил нас Богу Своею Кровию — из всякого колена и языка, и людей, и племен, и сделал нас царями и иереями Богу нашему: мы воцарились на земле. Видны Ангелы, и слышны голоса их около престола и животных, и старцев: число их было тьмы тем и тысяча тысяч. Они говорили сильным гласом: достоин Агнец заколенный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу, и благословение. И всякое создание, какое есть на небе и на земле, и под землею, на море и в море, все, как я слышал, говорило: Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков. Четыре животных говорили: аминь, а двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
Божественная картина! Как она восторгает душу! Итак, все славит нашего Божественного Искупителя: небо, земля, преисподняя, море, все, что на нем и в нем! Достойно и праведно! Когда Он сходил на землю принять зрак раба, когда страдал и умер, тогда все в трепете молчало и изумлялось крайнему снисхождению Божества; Он наложил тогда как бы семь печатей молчания на все. Ангелы не знали, что делается, что хочет быть, что Сам Бог сходит на землю и хочет пожить между людьми; видят Его земную жизнь, Его страдания и смерть, но все молчат, не заступаются за своего Создателя: им велено молчать и лишь с трепетом взирать на Божественную тайну. Но когда Он воскрес и вошел в славу Свою, тогда, естественно, поражающему подвигу Богочеловека должна была сочувствовать и сторжествовать вся тварь: небо, земля и преисподняя. Тогда все узнало, для чего предпринимал такое странствование Бог Слово, сходивший на землю, хотя и не оставивший, как Бог, недр Отца. Всюду послышалось журчание славословия Вседержителю, даже в бездушной природе. Итак, слава, слава Тебе в бесконечные веки веков, Искупителю наш, Любовь наша! Земля, воспевай славу твоему Обновителю, пока существуешь и движешься!
Гл. 6. Агнец отверзает первые четыре печати книги, после отверстия каждой слышен глас одного из четырех животных: «прииди и виждь»; после раскрытия остальных трех не слышно приглашения. Вот отверзается первая печать: является белый конь и на нем кто-то сидит с луком, ему дан венец; он вышел победителем. Отверзается другая печать: является рыжий конь; сидящему на нем дано было взять мир с земли и убивать других, ему дан меч великий. Отверзается третья печать: является вороной конь; сидящий на нем имел в руке своей меру. Из средины четырех животных слышен голос, говорящий: мера пшеницы за динаръ и три меры ячменя за динаръ: и елеа и вина не вреди. Раскрывается четвертая печать: является конь бледный; на нем сидит смерть, за ней шел ад; ей отдана была во власть четвертая часть земли: она могла убивать живущих на ней оружием, гладом и смертию и зверями земными. Раскрывается пятая печать, являются под алтарем души избиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. Их вопль: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судиши и не мстиши крови нашея от живущих на земли?
И даны были каждому из них ризы белые, и сказано им, чтобы они почили еще немного.
Раскрывается шестая печать: слышно сильное землетрясение; солнце стало мрачно, как волосяница, а луна стала, как кровь, и звезды небесные пали на землю, как смоковница отбрасывает пупки <?> свои на землю от сильного ветра. Небо пошло, как свиваемый свиток; всякая гора и остров двинулись с мест своих (все побежало и стало уничтожаться), цари земные,вельможи, богачи, тысячники и сильные, всякий раб и свободный скрылись в горных пещерах и каменьях и говорили горам и камням: падите на нас и покройте нас от лица Седящего на престоле и от гнева Агнца, потому что пришел великий день гнева Его, и кто может перенести Его?!
Гл. 7. Видение четырех Ангелов, стоящих по четырем сторонам земли, держащих четыре ветра земных для того, чтобы не дышал ветер ни на землю, ни на море, ни на деревья и чтобы им не наносить вред земле, морю и деревам.
Бог удержит при кончине мира благодетельное влияние ветров для того, чтобы земля, море и растения, не освежаясь и не прохлаждаясь ими, начали тлеть и разрушаться.
Видение Ангела, восходящего от восхода солнца, который не велит вредить ничему, пока он не запечатлеет печатию Бога Живого рабов Его. Иоанн видит, как Ангел запечатлел 144 тысячи человек из всех колен Израилевых; затем видит бесчисленное множество народа из всякого языка и колена, и людей, и племен, стоящее пред престолом и пред Агнцем, одетых в белые ризы с финиковыми ветвями в руках. Народ взывает великим гласом: спасение Седящему на престоле Богу нашему и Агнцу! Все Ангелы стояли около престола и старцев, и четырех животных и пали на лица свои пред престолом и поклонились Богу, говоря: аминь: благословение и слава, и премудрость и хвала, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков. Аминь. Один старец говорит Иоанну: кто эти в белых ризах? Он отвечает: ты знаешь, Господи. Отвечает: эти пришли от скорби великой и истоптали одежды свои, и убелили их Кровию Агнца. Потому они пред престолом Божиим и служат Ему день и нощь в церкви Его: Седящий на престоле вселится в них. Не будут они ни алкать, ни жаждать; не падет на них ни солнце, ни зной: Агнец будет пасти их и выведет на источники воды живой и отымет Бог всякую слезу от очей их.
Поистине, Божественные небесные картины! Как они восхитительны!
Гл. 8. Агнец открывает седьмую печать: на небе делается безмолвие около получаса. Тайновидец видит семь Ангелов, стоящих пред Богом; им дано было семь труб. Вот пришел еще Ангел и стал пред алтарем, держа в руке златую кадильницу; ему дано было множество фимиама для того, чтобы он дал его молитвам всех святых, к алтарю златому, находящемуся пред престолом. И поднялся дым кадилный молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Ангел взял кадильницу и наполнил ее живым углем с алтаря и поверг его на землю: поднялась буря, громы, молнии и землетрясения. Семь Ангелов с трубами приготовились трубить. Когда вострубил первый Ангел, сделались град и огонь, смешанные с кровию, и упали на землю. И вот третья часть дерев сгорела и всякая трава зеленая погорела. Вострубил второй Ангел — в море повержена как бы огромная гора, обнявшаяся пламенем — и третья часть морских вод стала кровию; и третья часть морских животных умерла, и третья часть кораблей погибла. Вострубил третий Ангел: с неба пала большая звезда, горящая как свеча, и пала она на третью часть рек и на источники вод. Имя этой звезды: Полынь: третья часть вод стала как полынь и много людей умерло от них, так как они были горьки. Вострубил четвертый Ангел: и вот поражена третья часть солнца, третья часть луны и третья часть звезд, чтобы затмилась третья часть их, не светила третья часть дня и ночь также. Тайнозритель видит и слышит одного Ангела, парящего среди неба, громко говорящего: Горе, горе, горе живущим на земли от прочих голосов трубных триех Ангелов, которые хотят трубить.
Слава Тебе, Творцу всех Богу: Ты все создал; Ты все можешь и разрушить. Но умилосердись, Всесвятый, над созданиями Твоими!
Гл. 9. Трубит пятый Ангел: с неба на землю падает звезда. Ей дан ключ от заключенного студенца бездны: она отворила студенец; от него поднялся дым как бы из печи огромной и помрачил солнце и воздух. Из дыма вышли на землю пруги и им дана была способность и сила, какую имеют земные скорпионы. Им было сказано, чтобы они не вредили травы и всякого растения, ни дерева, а только — людей, которые не имеют печати Божией на челах своих, с тем, чтобы они не убивали их, но мучили их пять месяцев: это мучение похоже на то, когда человека ужалит скорпион. В те дни поищут люди смерти и не найдут ее; пожелают умереть, и убежит от них смерть. Пруги эти подобны коням, готовым к войне, на их головах видишь как бы венцы наподобие золотых; их лица будто человеческие. У них есть и волосы, как будто женские, и зубы, как у львов. На них есть и броня, точно железная: шум от крыльев их, как стук от колесниц, когда множество коней скачет на брань. У них есть ошибы, подобные скорпионовым, и в этих ошибах торчат жала. Таким-то животным дана была власть наносить людям вред пять месяцев. Над ними и царь был — ангел бездны, по имени Аваддон (евр.), или Апполион (греч.). — Одно горе прошло: вот еще за ним следует два. Трубит шестой Ангел: слышен голос одного из четырех рогов златого алтаря, находящегося пред Богом, говорящий шестому Ангелу, у которого была труба: разреши четыре Ангела, связанных при великой реке Евфрат. И вот разрешены были четыре Ангела, которым в продолжение одного года, месяца, дня и часа повелено было избить третью часть людей. Число конных воинов два миллиона (две тьмы тем): я слышал о числе их. Святой Иоанн видит коней и сидящих на них как бы людей с огненными бронями, иакиндовыми и пепельными (жупелными); головы у коней их, как львиные, из пастей их выходили огонь, дым и лава. От огня, дыма и лавы, выходящих из пасти коней, погибла опять третья часть людей. Сила неприязненная <?> была в пасти коней и в их ошибах, похожих на змеиные.
Гл. 10. Святой Иоанн видит другого Ангела мощного, сходящего с неба, облеченного облаком; над его головою светлая дуга, лицо его как солнце, а ноги его как огненные столпы; в руке своей он держал разогнутую книгу; правую ногу свою поставил он на море, а левую на землю. Он возгласил громогласно, как рыкающий лев, и когда возгласил, семь громов проговорили голосами своими. Когда они гремели, святой Иоанн хотел писать, но голос с неба запретил ему это. Ангел, стоящий на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, — Тем, который создал небо, и все, что на нем, землю, и все, что на ней, море, и все, что в нем, — что лета уже больше не будет; что в то время, когда будет трубить седьмой Ангел, будет конец тайне Божией, как благовестил Бог чрез рабов Своих пророков. Голос небесный велит Иоанну взять книгу у Ангела, стоящего на море и на земле. Ангел дает и велит съесть ее, прибавляя, что во чреве она будет горька, но в устах сладка.
О, пребожественные картины! Дай Бог мне чаще созерцать их и восторгаться ими! Человек! Не ужасаешься ли ты, помышляя, какие страшные события будут при конце мира! Смотри, вот Ангел мощный, стоящий одною ногою на море, а другою на земле, клянется Живущим во веки веков, что времен года уже не будет, следовательно, что настал уже конец для земли и для живущих на земле. Как это действует на тебя? Сколько тысяч лет все были лето, весна, осень и зима, дни и ночи — и вдруг все это изменится, чудный порядок кончится; восходов и заходов солнца, луны и звезд не будет. Ужасно! — А посмотри на крепкого Ангела, сходящего с неба, как он хорош: он одет в облако, над головою светлая дуга, лицо как солнце, а ноги как огненные столпы! Где ты увидишь на земле такую картину?
Гл. 11. Тайновидцу дана трость, подобная жезлу, со словами: встань и измерь церковь Божию и алтарь, и кланяющихся в ней сочти; а двор вне церкви исключи и не измеряй его, потому что он отдан языкам. Святой град будут попирать сорок два месяца. Я отдал его двум свидетелям Моим, которые будут пророчествовать и учить в нем, одетые во вретища, 1260 дней. Они — две лампы или два свещника, стоящие пред Богом земли (они только; все остальное — мрачно). Из уст их исходит огонь; кто сделает им неправду, того поест этот огонь, кто захочет обидеть их, тому надобно быть убитым. Они имеют власть затворять небо, чтобы на землю не сошел дождь во время их прорицания, им дана также власть над водами обращать их в кровь и поразить землю всякою язвою, когда только захотят. Когда они докончат свое свидетельство, зверь, исходящий от бездны, сотворит с ними брань, победит и убьет их, по попущению Божию. Трупы их останутся на улицах великого города, который называется духовно Содомом и Египтом, где и Господь наш распят. Все будут видеть трупы их три дня с половиною, и трупы их не дозволено будет никому положить во гроб. Живущие на земле будут рады этому, так рады, что радость свою будут выражать взаимными подарками, потому что оба эти пророка мучили живущих на земле. Чрез три дня с половиною войдет в них дух жизни от Бога; вдруг они станут на ноги, и большой страх нападет на тех, которые будут смотреть на них. Они (пророки) услышат сильный голос с неба: взойдите сюда, и вот они поднялись на облаках на небо; их враги видели все это. В это время сделалось землетрясение и десятая часть города пала от него, а людей числом семь тысяч. Все остальные устрашились; уста их наполнились славословием Господу.
Прошло второе горе, вот идет скоро третье. Трубит седьмой Ангел; на небе слышны громкие голоса, говорящие: стало Царство мира Господа нашего и Христа Его и воцарится Он во веки веков. Двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали при этом на лица свои и поклонились Богу, говоря: хвалим Тебя, Господь Бог Вседержитель, Который еси присно, был и будешь, — что Ты принял силу Твою великую и воцарился. Пришел гнев Твой, и время мертвым принять Суд и дать мзду рабам Твоим, пророкам, святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и растлить растливших землю. Вот отверзся на небе храм Божий и явился кивот завета Его (между Богом и людьми) в храме Его; стали молнии, голоса, громы, землетрясения и большой град.
Гл. 12. Тайновидец видит на небе великое знамение: жену, облеченную в солнце; под ногами ее луна, на голове венец из двенадцати звезд. Имея во чреве, она вопиет болезненно и страдает родами. Вслед за этим открывается другое знамение: вот черный большой змий с семью головами и десятью рогами; на каждой голове его венец. Хоботом своим он отторг третью часть звезд небесных и поверг их на землю. Он стоял пред женою, имевшей скоро родить, — для того, чтобы, когда она родит, пожрать ее чадо. И вот жена родила сына, который будет пасти все народы жезлом железным. Чадо ее взято было к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где было приготовлено Богом место с тем, чтобы она питалась здесь 1260 дней.
Открывается брань на небе. Михаил и подчиненные ему Ангелы сразились со змием, и змий сражался и подчиненные ему ангелы. Вот они обессилели. И не нашлось им места на небе: змий великий, змий древний, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, повержен был на землю вместе с своими ангелами. В это время на небе послышался сильный голос, говорящий: ныне настало спасение и сила и Царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низложен клеветник братии нашей, клеветавший на нее пред Богом день и ночь. Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего. Когда диавол увидел, что он низложен на землю, он погнался за женою, родившую дитя мужеского пола. Жене даны были два крыла большого орла для того, чтобы она парила в пустыню — в свое место — от змия. Змий пустил вслед за женою воду как реку, чтобы потопить ее в ней. Но земля помогла жене: рассевшись, она поглотила реку. Змий озлобился на жену и пошел вести брань с оставшимся семенем ее, то есть людьми, которые соблюдают заповеди Божий и имеют свидетельство Иисуса Христа.
Боже всемогущий! Когда же Ты победишь совершенно змия обольстителя?!
Гл. 13. Тайнозритель стоит на песке морском. Видит: из моря выходит зверь с семью головами и десятью рогами; на рогах было десять венцов, а на головах — хульные имена. Зверь был похож на рысь, ноги у него были как у медведя, рот — как у льва; змий дал ему силу свою и престол и огромную власть. Вот одна голова его была как будто заколота насмерть. Но смертельная рана исцелела. Зверю чудилась вся земля, и люди поклонялись змию, давшему власть зверю. Поклонились и зверю, говоря: кто подобен ему и кто может сражаться с ним? Ему даны были уста, говорящие великое и произносящие хулы; воли дано было ему на сорок два месяца. И он хулил — и Бога, и селение Его, и живущих на небе. Ему позволено было сделать брань со святыми и победить их и дана была власть на всяком колене людей, на народах и племенах. Ему будут кланяться все, коих имена не написаны в книге жизни Агнца, закланного от сложения мира. Тайнозритель видит другого зверя, восходящего от земли; у него было два рога, похожих на агнчие; он говорил, как змей, и заставлял всех живущих на земле поклоняться первому зверю. Он делал большие чудеса, так что низводил огонь с неба на землю, и заставлял людей сделать изображение зверя; ему дано было оживить это изображение и заставить его говорить. Всех принудит он иметь начертание имени зверя или число имени его на правой руке или на челах их, чтобы никто не мог ничего ни купить, ни продать, кроме тех, кои имеют начертание.
Гл. 14. Видит Агнца, стоящего на горе Сионе и с Ним 144 тысячи людей, имеющих на челах своих написанным имя Отца Его. С неба слышен был как бы шум множества вод или как бы гул сильного грома: то были гудочники, гудущие в гусли свои и поющие какую-то песнь новую пред престолом, пред четырьмя животными и старцами. Вот парит Ангел среди неба; он будет благовестить живущим на земле Евангелие вечное; слышен громкий голос его: убойтесь Бога и дайте славу Ему: пришел час суда Его, и поклонитесь Тому, Кто сотворил небо и землю и море и источники водные. Вслед за этим Ангелом парил другой, говоря: пал, пал Вавилон, город великий и пр. Третий Ангел провозглашал вечную погибель поклоняющимся зверю и имеющим его начертание. Дым мучения их во веки веков восходит. Затем святой Иоанн слышит с неба голос — напиши: блажени мертвый, умирающий о Господе отныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят вослед с ними.
Вот он видит светлый облак, а на облаке сидит подобный Сыну Человеческому с золотым венцом на главе и с острым серпом в руке. Еще иной Ангел вышел из храма, громко говорящий сидящему на облаке: пусти серп свой и жни: пришел час жать, потому что иссохла жатва земная. Сидящий на облаке поверг серп свой на землю, и земля была сжата (люди на земле). Из церкви небесной вышел еще Ангел, имеющий власть над огнем. Он также громко сказал Существу, имеющему острый серп: пусти острый серп свой и обери грозди земного винограда: они уже созрели. И поверг Ангел серп свой на землю и обрал виноград и вложил его в точило великой ярости Божией. Точило было выжато вне города; вышла кровь из точила до узд конских на 1600 стадий.
Представь, человек, как Ангел повергнет на землю серп свой и в одно мгновение пожнет всех живущих на земле; горе тебе, если ты будешь плевелами, а не пшеницею.
Гл. 15. Святой Тайновидец видит на небе еще знамение — великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, в коих окончится гнев Божий, стеклянное море, смешанное с огнем, и людей, победивших зверя, стоящих на этом море и имеющих гусли Божий. Они пели песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и дивны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имя Твое — Ты един свят: все народы придут и поклонятся пред Тобою, потому что настало время праведного суда Твоего. После этого Тайнозритель видел, что на небе отворился храм скинии свидения. Из храма вышли семь Ангелов, имевших семь язв, одетых в льняные одежды, чистые и светлые, и опоясанных по персям золотыми поясами. Одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых фиалов, полных ярости Бога, Живущего во веки веков. Храм наполнился дымом от славы Божией и от силы Его: в храм никто не мог войти до тех пор, пока окончились семь язв семи Ангелов.
Боже великий, я исчезаю пред этими последними событиями великого дня Судного. Явления все такие новые, страшные и дивные: поразительна одна новость и необычайность их.
Гл. 16. Из храма слышит голос семи Ангелам: Идите и пролейте семь фиалов ярости Божией на землю. Вот пошел первый Ангел и пролил фиал свой на землю: на людях, имеющих начертание зверя и кланяющихся образу его, стал отвратительный и жестокий гной. Второй Ангел пролил фиал свой в море, и оно стало как кровь мертвеца: все живущее умерло в море. Третий Ангел пролил фиал свой на реки и источники водные, и они стали кровью. Тайнозритель слышит Ангела над водами, говорящего: праведен Ты, Господи, Сущий и Который был, и свят, что Ты судил так; так как они (люди) пролили кровь святых и пророков, то Ты и дал им пить кровь, потому что они достойны того. Из алтаря слышен был голос другого Ангела: ей, Господи Боже Вседержителю, истинны и правы суды Твои.
Четвертый Ангел пролил фиал свой на солнце, и оно получило силу палить людей огнем. И вот людей опалило великим зноем, и они начали хулить имя Бога, поражающего их этими язвами, и не образумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел пролил фиал на престол звериный, и царство его омрачилось: люди от тяжких болезней жевали свои языки и хулили Бога небесного в своих болезнях и в своих язвах, но не образумились раскаяться в делах своих. Шестой Ангел пролил фиал на великую реку Евфрат, и в ней высохла вода, чтобы приготовить в своем ложе путь царям восточным. Видит три духа нечистых, выходящих, как жабы, из уст змия, зверя и лжепророка: эти духи демонские творят знамения и ходят к царям земным собирать их на брань в этот великий день Бога Вседержителя. И собрали их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
Седьмой Ангел пролил фиал свой на воздух; из храма небесного от престола вышел сильный голос, говорящий: стало. Сделались блистания, громы и голоса; началось страшное землетрясение, такое, какого не было с самого сотворения человеческого. Полетел сильный град в трех частях, и города человеческие пали. Бог вспомнил и о великом Вавилоне, для того чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Своего. Острова и горы исчезли. На людей выпал с неба град большой, и люди хулили Бога от язвы града, так как она слишком сильна.
Создавшему из ничтожества весь мир нетрудно не только превратить его в одно мгновение, но и совсем уничтожить. Боже мой! Когда Ты будешь превращать мир Твой за неправды людские, умилосердись надо мною тогда и не обреки меня на вечные мучения! По беспредельности милосердия Твоего и по ничтожеству моему суди Ты меня, Творче мой. Грешу ли я, творю ли добро при помощи благодати Твоей — я во всяком случае Твой ничтожный раб.
Гл. 17. В этой главе Тайнозрителю показывает Ангел суд великой любодейцы, сидящей на водах многих, то есть, как далее объясняется, суд над градом великим, в котором сходятся люди и народы и племена и языцы. На челе любодейцы написано имя: тайна, Вавилон великий, мати любодейцам и мерзостем земским. Святой Иоанн видел, что она пияна кровьми святых и кровьми свидетелей Иисусовых, и, увидевши ее, чрезвычайно дивился.
Ангел сказал ему: что ты дивишься? Я скажу Тебе тайну этой жены и зверя, ее носящего, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и не стало его; но он выйдет из бездны и пойдет в погибель: живущие на земле, те, коих имена не написаны в книге жизни от сложения мира, удивятся, что зверь был и нет его, и опять предстанет. Семь голов — это семь гор, на которых сидит жена, и семь царей: пять из них пало, один есть налицо, а другой еще не пришел, и когда придет, тогда ему мало остается жить. А зверь, который был и нет, есть восьмой от семи и пойдет в погибель. Десять рогов — десять царей, еще не принявших царства, но имеющих принять власть царскую на один час вместе со зверем. У них — одна воля, и все они дадут зверю силу и власть свою. Они сделают брань с Агнцем и Агнец победит их, так как Он есть Господь господ ей и Царь царей: те, которые с Агнцем, — званные, избранные и верные Его слуги. Десять рогов звериных возненавидят любодейцу, опустошат и обнажат, плоть ее съедят и сожгут огнем (потому что иное есть несъедомое, любодейца разумеется иносказательно). Все это потому, что Бог вложил в сердца их готовность — сотворить волю Его и составить из себя одну волю (говорится о царях) и дать царство свое зверю, пока исполнятся глаголы Божий. Жена, которую ты видел, есть великий град, который имеет царство над земными царями.
Гл. 18. Тайнозритель видит далее другого Ангела, сходящего с неба, имеющего великую власть: земля просветилась от славы его. В своей крепости он воззвал громогласно: пал, пал Вавилон великий и сделался жилищем бесов, хранилищем птиц нечистых и ненавидимых за то, что вином ярости любодеяния своего напоил все народы. Цари земные любодействовали с ним, и купцы земные от богатства сластей его разбогатели. Затем слышит другой голос с неба, говорящий: выйдите из него, люди мои, чтобы вам не причаститься грехам его и быть невредимыми от язв его: грехи его взошли до небес и Бог помянул неправды его (в Завете везде в этой главе стоит ее, потому что Вавилон иначе называется блудницей). Воздайте ему, как и он воздал вам: чашею, которою он черпал вам, черпайте и вы ему. Сколько прославился и насладился, столько дайте ему мук и рыданий за то, что в сердце своем говорит: я сижу царицей, вдовства не знаю и рыданий не увижу. Потому-то в один день придут на него язвы, смерть, плач и голод, и огнем сожжен будет, так как могуществен Господь Бог, судящий ему. Возрыдают и восплачут ее цари земные, увидевши дым от пожара его, говоря: горе, горе, град великий Вавилон, град крепкий: в один час совершился суд твой.
Ст. 14. И овощи похотей души твоея отъидоша от тебе, и вся тучная и светлая отъидоша от тебе, и ктому не имаши обрести их (это можно в проповедь). Купцы (как и цари, о коих была речь прежде) станут издалеча по причине страха мучений ея, плача и рыдая, и говоря: горе, горе град великий, облеченный виссом и порфирою и червленицею, и позлащеный златом и камением драгим и бисером яко во един час погибе толико богатство.
О день великий и* день Страшного Суда Божия! Как много великого и поразительного будет в этот день. Ангелы Божий! Теперь мы вас не видим, а тогда вы будете мощными, светоносными деятелями на позорище Страшного Суда. Как страшен зрак ваш будет для грешников и как отраден и радостен для праведников. В какой славе живете вы, сильнии крепостию! Вот один из вас сходит на землю — и свет от него осиявает землю. Каков же Господь славы! Что, если Он сойдет на землю? О, тогда она побежит и не найдет себе места, если Бог не удержит ее.
*Далее следует слово, не поддающееся прочтению.
Гл. 19. Далее Иоанн слышит сильный, единодушный голос многочисленного народа на небе, говорящего: аллилуиа: спасение, и слава, и честь и сила Господу нашему, истинны и праведны суды Его, потому что Он осудил великую любодейцу, посмрадившую землю любодеянием своим, и отмстил кровь рабов своих, погибших от руки ее. И в другой раз народ сказал: аллилуиа, а дым от нее восходил уже во веки веков. Двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, Седящему на престоле, говоря: аминь! аллилуиа. От престола вышел голос: пойте Богу нашему, все раби Его и боящийся Его, и малые и великие. И вот это слышал, как голос многочисленного народа, как шум множества вод и как раскаты сильных громов, произносящих: Аллилуиа! яко воцарися Господь Бог Вседержитель. Будем радоваться и веселиться и дадим Ему славу, потому что пришел брак Агнца и Его жена совсем готова. Ей дано было облечься в виссон чистый и светлый, а виссон означает правду святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на вечерю брака Агнца — и опять сказал: это — истинные слова Божий. Павши в ноги, я поклонился ему, а он сказал мне: смотри, не делай этого: я клеврет твой и братии твоих, имеющих свидетельство Иисусово: Богу поклонись. И я видел небо отверсто, и вот, белый конь и Сидящий на нем Верен и Истинен, правосудный и воинственный. Очи у Него как пламень огненный, а на голове у Него много венцов; на Нем написано было имя, которого никто не знал, кроме Его; одет Он в ризу, выкрашенную кровию; имя Его — Слово Божие. Небесные воинства шли за Ним на конях белых, одетые в белый и чистый виссон. Из уст Его выходило оружие острое, которым Он должен был избить народы. На ризе и на стегне Его написано было: Царь царем и Господь господем. Опять я видел одного Ангела, стоящего на солнце; он воззвал громким голосом ко всем птицам: приидите, соберитеся на великую вечерю Божию — съешьте плоти царей, сильных и тысящников, коней и седоков их, плоти всех свободных и рабов, малых и великих. И вот я увидел, что зверь и цари земные и воинства их собрались сделать брань с Седящим на коне и с воинствами Его. И схвачен был зверь и с ним лживый пророк, творивший пред ним чудеса, коими он прельстил людей, принявших начертание зверя и поклоняющихся изображению его, и живые оба ввержени были в озеро огненное, горящее жупелом. Прочие же убиты были оружием Сидящего на коне, исшедшим из уст Его. И все птицы небесные насытились плотию их.
Господи! Сподоби нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать и петь Тебе немолчное: Аллилуиа. Человек! Прислушайся к этому странному, величественному, поразительному голосу, происходящему как бы от многочисленного народа или от множества вод, или, наконец, от сильных громов: Аллилуиа: воцарился Господь Бог Вседержитель. Будем радоваться и веселиться и петь Ему славу, потому что пришел брак Агнца и жена Его совсем приготовилась. Сколько духовных существ будет ликовать в светлых обителях неба и какие бесконечные потоки славословия будут журчать там, выходя из несметного множества уст. Все будут знать только радость, конца не имеющую, и славословие непрестанное, сладостное. Земля с ее горестями и мучениями будет забыта; диавол со своими ангелами и людьми нечестивыми будут в геенне. Святые души или святые Божий человеки соединятся с Богом, и в этом-то соединении миру, радостям и блаженству, коих никто отнять не в состоянии, не будет конца. Так щедро Бог награждает любовь и верность к Себе слуг Своих!
Гл. 20. Святой Иоанн видит Ангела, сходящего с неба, имеющего ключ бездны и большой канат в руке своей. Он схватил диавола и связал его на тысячу лет; потом бросил в бездну, заключил его и печать положил над ним, чтобы он не прельщал людей, пока исполнится тысяча лет; после этого он будет разрешен на малое время. И вот я видел престолы и сидящих на них, которым дан был суд, также души людей, убитых за свидетельство об Иисусе Христе и за проповедь слова Божия, которые не поклонились ни зверю, ни изображению его и не приняли начертания на челах своих и на руке своей: они ожили и воцарились со Христом на тысячу лет. Прочие же мертвецы не ожили и не оживут до исполнения тысячи лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят тот, кто имеет часть в первом воскресении; смерть вторая не будет иметь над ними власти, но будут они иереями Богу и Христу и воцарятся с Ним на тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана разрешен будет из темницы своей и выйдет прельщать людей, живущих на четырех сторонах земли — Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. Вот они вышли на широту земную и окружили стан святых и град возлюбленный. И сошел огонь от Бога с неба и пожрал их. Диавол же, обольщавший их, ввержен будет в озеро огненное и серное (жупелно), туда, где зверь и лживый пророк; они будут мучиться день и ночь во веки веков.
И вот я увидел большой белый престол и Сидящего на нем, от лица Коего побежало небо и земля так, что места не наш:лось им. И увидел я мертвецов малых и великих, стоящих пред Богом. Вот разгнулись книги, и иная книга еще раскрылась: это животная книга, книга жизни; и мертвецы приняли суд свой от записей книги по делам своим. Море отдало мертвецов своих, смерть и ад — тоже: все приняли суд по делам своим. И смерть, и ад повержены были в озеро огненное: это — вторая смерть. И всякий, кто не оказался записанным в книге жизни, брошен будет в озеро огненное.
Поразительные картины! Каково видеть, например, белый престол и Сидящего на нем, от молниезрачнаго лица Коего, дышащего всемогуществом и беспредельной властию и величием, побежали небо и земля и не нашли себе места. Представь это хорошенько, подумай об этом!
Гл. 21. Тайнозритель видит новое небо и новую землю, потому что первое небо и первая земля прошли и моря уже не стало; и град святой, новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба, приготовленный подобно тому, как убирают невесту для мужа; и слышит сильный голос с неба, говорящий: это скиния Божия с людьми; Бог будет жить с ними. И они будут Его людьми, и Сам Бог будет с ними, Бог их. Он отрет всякую слезу от очей их, и смерти уже не будет, равно как ни плача, ни вопля, ни болезни: все это, бывшее в первом веке, прошло. Сидящий на престоле сказал: вот, Я творю все новым, — и, обратившись к святому Иоанну, сказал: запиши: эти слова истинны и верны. И опять сказал: совершилось. Я — Альфа и Омега, начало и конец. Жаждущему Я дам пить даром из источника живой воды. Побеждающий наследует все, и Я буду ему Богом, а он будет Мне сыном (а не рабом в противоположность Божию владычеству). А страшливым, и неверным, и скверным, и убийцам, блуд и чародейство творящим, идолослужителям и всем лжецам — всем им часть в озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая.
К святому Иоанну подходит один из семи Ангелов, имеющих семь фиалов, наполненных последними семью язвами, и сказал ему: ступай, я покажу тебе невесту, жену Агнца. И повел его в духе на гору великую и высокую и показал ему большой город, святой Иерусалим, нисходящий с неба от Бога — во славе Божией: светило его подобно драгоценному камню, как бы кристаллевидному яспису. Около него была стена большая и высокая с двенадцатью воротами: на воротах двенадцать Ангелов; и надписанные имена двенадцати колен сынов Израилевых. С востока — трое ворот, с севера — трое, с юга — трое и с запада — трое. Стена имела двенадцать оснований, и на них написаны имена двенадцати апостолов Агнца. У говорившего со мною была золотая трость — для измерения города, ворот и стены. Город стоит на четыре стороны: долгота его равна широте. Ангел измерил город тростью и нашел двенадцать тысяч: долгота, широта и высота его равны. Стены измерил он в сто сорок четыре локтя — в человеческую меру, какую имел Ангел. Стена сделана из ясписа, а город — из чистого золота, похожий на чистое стекло. Основания стены украшены были всякими драгоценными камнями. Двенадцать ворот сделаны были из двенадцати бисеров: каждые ворота — из цельного бисера; улицы городские — чистое золото, как стекло самое светлое. Храма святой Иоанн не видел в нем, потому что храм для него — Господь Вседержитель и Агнец. Город не нуждался в освещении солнечном и лунном: его освещала слава Божия и светильник для него — Агнец. Народы, Им спасенные, будут жить во свете этого города, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут затворяться днем, потому что ночи там не будет. Туда принесена будет вся слава и честь народов; ничто скверное не войдет в него, так же, как творящие мерзость и говорящие ложь, но только те, которые записаны в книге жизни Агнца.
Так настоящий порядок вещей непременно долго или коротко кончится; настоящее небо и настоящая земля пройдут, пролетят, и явятся новые небо и земля. Вместо бесчисленных государств и селений человеческих будет один новый град — Иерусалим небесный, куда войдет все лучшее, что было у людей. Цари внесут сюда свою честь и славу, народы тоже, но ничто скверное не войдет туда: там будут одни праведники, у коих Бог отымет всякую слезу с очей и коих радости конца не будет. Ах, человек, странник, стремись к этому вечному граду Бога Живого.
Гл. 22. Ангел показывает святому Иоанну чистую реку живой воды, светлую, как кристалл, исходящую от престола Божия и Агнца и древо жизни с двенадцатью плодами, получаемыми ежемесячно. Святой Иоанн говорит, что во граде святом будет престол Божий и Агнца и рабы Его будут служить Ему: они увидят лице Его и будут носить имя Его на челах своих. Ночи там не будет, но и не будут нуждаться в свете от светильника или в свете солнечном, потому что обитателей этого града просвещает Господь Бог. Они воцарятся на веки веков.
Господи! Введи Ты и нас, грешных, в этот блаженный град, очистив нас здесь, на земле, ими же веси судьбами!
Ангел сказал Тайнозрителю: эти слова верные и истинные и Господь Бог святых пророков (как и всех людей) послал Ангела Своего показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре: се, гряду скоро. Благоговей пред этими словами и держи их в памяти; Грядый приидет и не закоснит. Блажен соблюдающий слова пророчества этой книги. Ангел, между прочим, сказал: не запечатывай слов пророчества этой книги, потому что время близко. Обидящий пусть обидит еще, и скверный пусть оскверняется еще; и праведный пусть еще творит правду, и святый пусть святится еще. Вот Я приду скоро: и награда Моя со Мною, чтобы каждому воздать по делам его. Я — Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженни творящий заповеди Его: они будут иметь право пользоваться древом жизни и чрез врата войдут во град. А вне этого града — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, идолослужители и всяк, любящий и творящий ложь. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам это в церквах. Я — корень и род Давидов, и звезда светлая и денница. Дух и невеста говорят: прииди. И слышащий пусть скажет: прииди. Жаждущий пусть идет, и желающий пусть получит даром воду жизни.
О, даруй, Господи, эту воду живую, да не вжаждемся во веки веков. Ей, гряду скоро — помните эти слова Господни, христиане! Они верны и несомненны. Если по видимому Он не скоро приходит на землю судить живых и мертвых, то это только по нашим, человеческим счетам, а у Бога и тысяча лет — как день един, и день един, как тысяча лет. Ей, гряди, Господи Иисусе, преобразовать грешную, развращенную землю.
Октября 12 дня 1856 года