Находите ли вы, возлюбленные, крест Господень для себя таким, каким он был для святых мужей? Нет, отвечу я за большинство ваше. Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? По неверию нашему. Крест сам в себе всегда чудесен и животворен. Для христиан верных ему и ныне своей верой и благоговением, верен и он, как самый верный и постоянный друг. 0! кто мне даст ревность Божию и силу слова возбудить в христианах нынешнего времени живую веру и должное благоговение к кресту и Распятому на нем! Знаю, что многие
невнимательны к кресту и к крестному знамению. Иногда невнимание и неуважение к кресту простирается до того, что не принимают идущего в дом с крестом и во имя креста служителя Христова; другие не хотят, как должно, изображать на своем грешном теле знамения креста, или пренебрегают священническим благословением; иногда это делают по невниманию, а иногда - о ужас! - от ложного, проклятого стыда. Креста ли стыдишься, возлюбленный, который есть похвала и слава наша? Предостерегаю тебя благовременно: и
(Мк 8,38).
Возлюбленные! будем всегда чтить крест Господень верой и любовью: и он будет нашим другом, спасителем не по себе, а силою Распятого на нем. Аминь.
В прошлый раз мы слышали, возлюбленные, с какими похвалами говорили о кресте святые божии человеки. Теперь вместе с апостолом и с ними хочу и я, многогрешный, похвалиться силой креста животворящего: ибо возможное ли дело, чтобы священник, все службы и все таинства совершающий силой креста и при участии креста, не испытывал и сам на себе спасительной силы его:
сила бо Божия есть крест во спасение всякому верующему (Рим 1,16). И я был бы очень неблагодарным перед моим Спасителем и Господом,
если бы умолчал перед церковным собранием о чудесной силе креста Его, так часто являвшего и постоянно являющего на мне свою силу:
тайну цареву хранити добро, дела же Божия открывати славно (Тов 12,11) . В самом деле, чем я живу и сохраняюсь, многогрешный и немощный? Силой креста. Кто защищает меня от невидимых и борющихся против меня врагов? Крест. Кто помощник мой в борьбе со страстями?
От юности моея мнози борют мя страсти (Антиф 4гл.). Крест Господень. Крест защищает меня
от врагов. Христианин, возлюбленные, хотящий благочестно жить во Христе Иисусе, если не внятно, то внутренне, а часто и внешне и внутренне бывает всегда гоним. Но странно было бы и слышать из уст священника и самому священнику сказать, что он не хочет благочестно жить: потому что если кто, то священник должен больше, чем кто-либо другой стараться о благочестивом житии. Итак,
хотящии благочестно жити о Христе Иисусе бывают, по слову писания,
гонимы (2 Тим 3,12). Не говорю о внешних врагах.
Их легче побеждать потому именно, что они видимые; когда они гонят, вспомни только с верой, что претерпел за нас Христос, и тогда легко снесешь их гонение. Нельзя пройти молчанием внутренних врагов - бесов:
несть бо наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф 6,12) ; их гонение бывает всегда крайне злобно, метко, ядовито, убийственно. Между тем оно совершается внутри - в сердце. Что тут делать христианину? Как прогнать
невидимых злодеев, занявших самое сердце? Никакое оружие вещественное не поможет выгнать их оттуда; между тем муки ими причиняемые крайне болезненны для души: это - огонь, нещадно пожирающий внутренности. Какое же средство - прогнать их и мгновенно уничтожить муки ими причиняемые? Крест Господень, или знамение животворящего креста с живой верой в Распятого на нем, изображенное на груди или на чреве. Как рукой снимет: вдруг внутренние мучения исчезнут, бесы убегут. Вот тут-то невольно воскликнешь с радостью:
радуйся, пречестный и животворящий кресте Господень, прогняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа (Молитв.св.честн.кресту). И много раз я, смиренный и грешный, прогонял так от себя невидимых злодеев. Если страсть какая приразится к моему сердцу: и я тотчас же обращу мысленный взор к Христу и с живой верой изображу на себе знамение креста: страсть тотчас исчезнет и внутренний огонь, неразлучный спутник всякой страсти, также исчезнет. Но, иногда, увы! страсти увлекают
меня на некоторое время и только муки их внутренне претерпеваемые заставляют меня искренне обратиться к Христу и животворящему Его кресту. Так крест, возлюбленные, победа моя - над невидимыми врагами. Куда не могу проникнуть я для прогнания их: туда проникает мой Христос в образе креста Своего и за меня совершает желанную победу. Дивен во мне Господь, дивен его крест животворящий!
Сила Божия в немощи моей совершается (2 Кор 12,9). Невидимые враги, невидимо и нещадно поражающие душу мою разожженными
стрелами, убивающие дух мой скорбью и теснотой, бегут от страшного для них имени Иисуса Христа и знамения креста: оно палит их, как они палят меня, и за равное Господь воздает им за меня равным. Вдруг легко бывает на душе моей, и прояснится она, как после туч грозных и мрачных.
Будем же, возлюбленные, с великой верой изображать на себе знамение креста: и он будет всегда нашим щитом и хранителем. Аминь.
Кресту Твоему покланяемся,
Владыко, и святое воскресение
Твое славим. (Троп.св.кресту)
Святая Церковь, вынося из глубины алтаря с престола животворящий крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада ее, проходящие поприще поста и борющиеся со своей многострастной плотью и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои в плоти их, взирая на крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпленные Им в пречистой Своей плоти - укрепились через то на борьбу со своей
плотью, с ее страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать ее в страстях ее и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, как бы так вещает нам Господь с креста, что претерпел для вас Я воспринятой Мной для вашего спасения плотью Моей пречистой, неприкосновенной ни дли какого греха: вы ли откажетесь распинать в плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесете некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти,
которая, чем более ее услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какой мыслью выносится ныне крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом; а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и крестом победившего врагов наших, - и побеждайте. Аминь.
Иже хощет по Мне ити, да
отвержется себе, и возмет крест
свой, и по Мне грядет. (Мк 8,34)
Нынешняя неделя великого поста называется крестопоклонной - от поклонения Кресту и страстям распятого на нем нас ради Господа славы, а также и оттого, что Церковь положила читать в этот день Евангелие о ношении каждым из нас собственного креста или страданий и скорбей, неразлучных в этом мире с последованием Христу. Кто хочет идти за Мною, сказал Иисус Христос народу с учениками Своими, отвергнись себя, и возьми крест и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто
потеряет душу свою, т. е. жизнь свою, т. е. умертвит все страсти и вожделения свои, ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном; того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк 8,34-38). Господь Иисус Христос повелевает нам совершенно отречься себя, т.
е. от сатаны, действующего в нас, и от всех дел его, и от всего служения его, и всей гордыни его, и взять крест свой, т.е. терпеть неизбежные тяжкие лишения, болезни, страдания и скорби, посылаемые нам для нашего очищения, вразумления, укрепления в добродетели, и искушения, причиняемые нам демонами и людьми. Мы крайне пристрастны к жизни плотской; мы сжились с грехами, приникли к ним и боимся объявить им решительную войну, разорвать с ними всякий союз; мы принимаем против них только полумеры, как бы бережем себя
с ними, потому что они сделались нашими как бы природными удами и потому всегда остаемся с ними, и они в нас укореняются все больше и больше, борьба с ними делается труднее и упорнее, мы часто теряем себя для Бога и делаемся каждодневной добычей и стяжанием врага. Слова Господа: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, исполняются над нами всякий день. Мы ежедневно продаемся врагу нашему всеми родами грехов, в нас живущих и действующих; ежедневно умираем духовно, и о! если бы ежедневно же восставали,
оживали для Бога через слезное покаяние. Ведь грехи наши разлучают нас временно от Господа (Ис 59,2). Они могут разлучить нас и навеки бесконечные, если не обратимся и не раскаемся от всего сердца. Но, посмотрите на примеры многих грешников, сделавшихся святыми: Петра, мытаря, Марии Египетской, Евдокии и других; посмотрите вообще на примеры святых, как они решительно и бесповоротно вступали в борьбу с грехом, со страстями, с диаволом; как искренне возлюбили Бога и правду Его, и, отрекшись
от плотской жизни для Христа и Евангелия, сберегли души свои на веки бесконечные. Отчего же нет у нас решительной борьбы с грехом? Мы очень любим жизнь временную, боимся огорчать плоть, боимся искушений сильных, крайне любим мир и его блага, забывая неизбежность смерти и перехода в новую жизнь; рассчитываем жить долгие годы в постоянном благополучии; в погоне за удовольствиями чувственными забываем божественное благородие своей души, предназначение ее к бессмертию и вечному блаженству; забываем, что она бесконечно
дороже целого мира со всеми его сокровищами, которые, как тень пройдут. Обличая такое безумное поведение наше, Господь говорит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Есть и еще причина, почему мы решительно не оставляем своего грешного образа жизни и остаемся рабами мира и его привычек, обычаев и всего склада светской, суетной жизни. Потому что многие из нас тайно стыдятся своей веры, стыдятся исповедовать Господа, жить по
Его заповедям, по Его Евангелию, следовать за Ним, чтобы не потерять уважения в свете, почета в мире прелюбодейном и грешном - и вот они позволяют себе увлекаться потоком мирской, грешной, суетной, часто преглупой и вредной жизни. Они и сознают, что безрассудно, во вред себе проводят время столь драгоценное; знают и высшую цель жизни человека на земле, знают и о жертве искупления, принесенной за них на кресте, но сложившийся образ жизни, понятия света, своеобразные, превратные взгляды товарищей на жизнь, на веру,
на Церковь не позволяют им сойти с того распутья, на котором они себя поставили, и не дают им опомниться и придти в себя, размыслить о своей судьбе. Они жалкие рабы своей среды, рабы мира грешного, во зле лежащего. Но если хочешь, христианин, идти за Христом и войти в славу Его, то ты должен непременно следовать за Ним, исполнять Его заповеди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпеть. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк 21,19). Ужасное возмездие ожидает неверных христиан за то,
что они отвергли великое попечение о себе Божие и жертву Господа Иисуса Христа, принесенную и за них на кресте. Они стыдились Его, Его Евангелия, жизни по Евангелию. Постыдится и Он их, когда придет судить мир во славе Отца Своего, не признает их Своими и на веки отринет их от лица своего. Кто постыдится Меня, говорить Господь, в роде сем прелюбодейном и грешном, и Сын человеческий постыдится его, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами. Ужасная участь! Итак, пока имеем время,
отвергнем страсти, похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, не убоимся креста, вводящего в вечную славу, и невозвратно последуем за Христом, куда бы Он не повелел: ибо где Он, там и слуга Его будет (Ин 12,26). Аминь.
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христом бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, через изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту. "Дух немой и глухой", сказал Господь нечистому, "Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И вскрикнув, и сильно сотрясши его, злой дух вышел; и отрок сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал". Но послушайте, сколь зол был мучивший отрока демон. Отец этого отрока говорил Господу, "что демон, где только ни схватывал его, бросал его на землю, и несчастный испускал пену изо рта, скрежетал зубами своими, и весь оцепеневал". Это же сделалось и в тот раз, когда отец привел его к Спасителю. И когда Господь спросил отца, как бы не ведая, хотя, как Бог, все знал: "как давно это сделалось с ним? Тот сказал, что с детства, и прибавил, что
демон много раз бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его"; и просил Господа сжалиться над ним и сыном, и помочь, если что может. Иисус сказал ему: "если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему". И несчастный маловерный отец со слезами воскликнул: "верую, Господи, помоги моему неверию". Видите, какую силу Господь приписывает вере и верующему: "все возможно верующему", говорит Он. Верующий может и бесов изгонять, и всякие болезни исцелять. А как бессилен
и жалок неверующий! Он и с собою совладеть не может, и грехов своих одолеть не может, но, как раб, служит им и мучится ими. Так как несчастный отец сначала приводил бесноватого сына своего к апостолам, и они не могли изгнать из него этого беса, то они наедине спросили Господа: почему мы не могли изгнать его? Господь на это сказал им: "сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста"
(Мк 9,17-29). Вот и похвала от Господа посту и молитве. Вот евангельская основа поста. Отчего же именующие
себя последователями Евангелия изгнали из общежития пост, как бы ненужный! Не оттого ли ныне у нас умножились страсти и беззакония и бесноватые разного рода, что некоторые из христиан разорвали союз с Церковью, и отвергли, как излишнее дело молитву и пост? И живут наподобие скотов бессловесных, водясь только похотями различными, а иные, в злобе своей, с пеной у рта, как истые бесноватые, устремились на всякие злодеяния: на убийства, самоубийства, поджоги, подкопы, взрывы и пр. Да, возлюбленные братья и сестры,
подобные люди дошли до такого ужасного неистовства именно от неверия, невоздержания, нечистоты и от всех пагубных последствий этого неверия. Кроткая евангельская вера не проповедует убийств, цареубийств, подкопов и взрывов, - она говорит:
всякая душа властем предержащим да повинуется. Несть 6о власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть, и что надо повиноваться им
не по страху только, но и по совести (Рим 13,1.5), и повелевает
молиться за царя и за всех, которые
почтены властью,
да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим 2,2). Господи, просвети ослепленные злобой сердечные очи этих несчастных бесноватых нашего злополучного времени, восстающих на богопоставленные власти, да познают они, какую страшную бездну они изрывают сами под собой, в какую страшную адскую пропасть они готовы низвергнуться. В старые, дохристианские времена, некоторые несчастные из евреев возмутились было против установленных начальств, против Моисея
и Аарона, укоряя их в мнимом властолюбии, только возроптали: и что же их постигло, какая казнь Божия? Земля разверзлась под ними, и живыми сошли они в ад с семействами своими; а другие, менее виновные, огнем, исшедшим из храма, были спалены
(Числ 16,1-35). Вот сколь тяжкий грех - мятеж против начальства. Что же ожидает наших нигилистов, какой суд Божий? Тем ужаснейший, чем большие дары Божии они попрали. Ибо кто наши нигилисты и террористы? Крещеные люди, христиане доходят до такого неистовства, до
таких убийств и самоубийств, до таких сатанинских злодеяний! О, зачем родились они на свет? Зачем они не погибли в утробе материнской? Лучше бы им не родиться. Так неблагодарно, так злобно, так безумно попирать дары Божии: благодать крещения, миропомазания, причащения тела и крови Господа - это поистине ужасно! О, злополучные родители таких детей! Какой позор они должны перенести!
Братья и сестры! Будем всем сердцем держаться веры и Церкви Божией, этого единственного спасительного ковчега, спасающего от всемирного огненного потопа, который постигнет в свое время всех беззаконных. Будем держаться священных установлений Церкви, ведущих нас к спасению, будем содержать неизменно посты и молитвы и усердствовать к службе Божией. Диавол, враг нашего спасения не дремлет, но как рыкающий лев ходит около нас, ища кого поглотить (1Петр 5,8), и сколь многих
поглотил! Пост и молитва с усердием, со смирением, с верой и любовью - сильное оружие против диавола и против всех страстей воюющих в нас. Аминь.
Возлюбленные братья и сестры! я хочу рассказать вам ныне и несколько разъяснить сегодняшнее чтение из Апостола и Евангелия. Из Апостола - было чтение части послания святого апостола Павла к Евреям об очистительной силе крови Христа Спасителя, принесшего Себя в жертву Богу Отцу за грехи всего мира (Евр 9,11-14); а из Евангелия - было читано повествование евангелиста Марка о том, как Господь Иисус Христос заранее предсказал Своим двенадцати апостолам, а в том числе и Иуде предателю, что Он, Господь
наш, "предан будет архиереям и книжникам Иудейским, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет". Далее, в Евангелии читано было о неуместной просьбе двух учеников, братьев Иакова и Иоанна, чтобы им занимать первые места, когда прославится Иисус Христос, и о том, как Господь кротко обличил их, сказав, "что путь к славе Его есть путь креста, страданий и смерти"; о негодовании прочих учеников
на притязания Иакова и Иоанна, и о наставлении, какое дал им всем Господь по этому поводу, именно, чтобы "желавший быть большим других, был бы всем слугою, и кто хочет быть первым, был бы всем рабом", как и Сам Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих (Мк 10,32-45). Теперь возвратимся к Апостолу. Итак, святой апостол Павел в послании к Евреям говорит о Христе, что "Он Первосвященник будущих благ - с Своей кровью однажды
вошел в святилище, и приобрел вечное искупление (всем верующим в Него); и если в ветхом завете кровь тельцов и козлов, приносившихся в жертву, и пепел телицы через окропление освящал оскверненных, дабы чисто было тело: то кольми паче кровь Христа, который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, т. е. от грехов, коих оброк смерть, для служения Богу живому и истинному". Итак, смысл апостольского чтения тот, что если преобразовательная кровь ветхого завета, кровь жертвенных
животных, освящала оскверненных, дабы чисто было тело, - то кольми паче кровь Христова очистит совесть нашу, душу и тело наше от всякого греха. И апостол Иоанн Богослов говорит, что кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякаго греха (Ин 1,7). Итак, пусть никто не унывает из грешников, сколь бы он ни был грешен, но да уповает получить прощение и очищение всех грехов своих; ибо мы имеем Спасителя, по благодати с нами присутствующего всегда в Церкви Своей, особенно в святых Тайнах,
Который снисшел очистить нас от всякого греха, только бы мы веровали в Него, искренне и невозвратно каялись и причащались с верой и любовью пречистого тела и крови Его. Так, вспоминаемая ныне святая Мария Египетская была первоначально погружена в бездну зол, в глубину разврата; но покаяние, вера и любовь, подвиги поста и молитвы, причащение святых Тайн Христовых очистили ее, сделали ее святой и равноангельной. Будем и мы подражать ее вере, усердию в покаянии и молитве и в любви к Богу, ее жажде причащения тела
и крови Христовой, и Господь очистит нас от всякого греха: ибо у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит нас от всех беззаконий наших (Пс 129,7.8). В Евангелии нынешнего дня Господь наш Иисус Христос преподает нам то наставление, чтобы мы не домогались первенства и превосходства над другими из видов честолюбия и самолюбия, а домогались бы единственной угодной Богу чести - служить другим во спасение, как и Сам Христос Бог пришел не для того, чтобы Ему служили,
но чтобы Самому послужить и отдать душу свою для искупления многих. Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочешь быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк 10,45.44). Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал 6,2). Аминь.
Сын человеческий не прииде,
да послужат Ему, но да
послужит и даст душу Свою
избавление за многи (Мк 10,45).
Скоро наступят достопамятные дни мироспасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа, и в нынешний воскресный день Церковь положила читать Евангелие, в котором Господь предсказал о будущих Своих страданиях, как о настоящих. Именно Он сказал: "вот мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Так Господь наперед знал
все, что с Ним будет в Иерусалиме, все подробности Своего уничижения, Своих страданий и смерти и не уклонялся от них, но бодро и весело шел испить горькую чашу страданий за мир и за самих неблагодарных и распявших Его иудеев, чтобы послужить общему всех спасению. О, безмерная любовь! о, безмерное снисхождение! о, дивное долготерпение!
Вся жизнь Иисуса Христа с младенчества до крестной смерти и воскресения есть чудное, любвеобильнейшее Его служение спасению рода человеческого. Но и с вознесения Его на небеса, когда Он воссел одесную Бога Отца, доселе, Господь воцарившийся над всеми языки, служит спасению рода человеческого, особенно рода христианского, как Он Сам сказал:
се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф 28,20), или в ныне чтенном Евангелии:
Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но да послужит
и даст душу Свою избавление за многи. Он доселе очищает, возрождает и обновляет нас в святом крещении; освящает и утверждаете благодатью Святого Духа в миропомазании; священнодействует в литургии, как вечный Первосвященник по чину Мелхиседекову, и преподает пречистое тело и кровь Свою под образом хлеба и вина; в покаянии - Сам внимает нашему покаянию и разрешает грехи искренне кающимся; в священстве, иерархии пли пастырстве, Он Сам просвещает, пасет, руководствует, судит и наказует духовно словесных овец
Своих; в браке - благословляет супружеский союз мужа и жены к благословенному рождению и воспитанию детей; в елеосвящении, как Врач душ и телес, врачует немощи духовные и телесные. Каждую службу Он присутствует с нами невидимо, по собственному Его обетованию:
где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди их (Мф 18,20), и принимает наше служение, и Сам чудно, действенно, ощутительно служит нашему спасению, производя в нас дивные, божественные силы, разрушающие железные узы и путы греха
и смерти духовной, врачуя немощи, искупляя нас всякий день за покаяние и веру от безмерных согрешений, сладостно оживотворяя души, пресыщенные горечью греха. У нас теперь великий пост, продолжающийся сорок дней. Что такое этот великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какой любовью,
какими божественными, благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их просвещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями и с невидимыми врагами, с начальствами и властями и миродержителями тьмы века сего
(Еф 6,12); научает всякой добродетели и возводит к совершенству, к нетлению и горнему блаженству. Испытали и испытывают это на себе все истинно постящиеся. Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что
не нужен пост. Но вот наступают дни страданий нашего сладчайшего Спасителя. Что такое страдания, страсти Господа? Это последняя, совершительная жертва нашего Спасителя за грехи мира, завершившаяся смертью Его на кресте, перед которой Он воскликнул:
совершилось (Ин 19,30)! Это последнее, окончательное служение Его на земле нашему спасению, чтобы мы через Его страдания и смерть могли избавиться от праведного, вечного мучения за грехи наши, чтобы Он мог дать нам в пищу и питье пречистое, многострадальное
тело Свое и пречистую, за нас излиянную кровь Свою - для очищения, освящения, оживотворения и обновления нашего, чтобы облечь нас правдой Своей, заслугами Своими, обожить и облаженствовать нас на веки. О, если бы так и было! Если бы так все всегда взирали на Его страдания и так их усвоили себе верою и любовью! Если бы сораспинались с Ним, распинаясь миру и страстям! Или, вот совершается литургия почти круглый год. Что такое литургия? Она есть ежедневное служение Господа нашему спасению и спасению мира - о всех
и за вся. Он Сам служит для нас и с нами в литургии, совершая Таинство тела и крови Своей. Он доселе закалается за нас, пребывая Сам незакалаемым в нетленной, обоженной плоти Своей; изливает кровь Свою, преломляет тело Свое и преподает их нам в оставление грехов, в освящение и в жизнь вечную; доселе дымится живая и животворящая кровь Его на жертвенниках православных христианских храмов! О, чудный, божественный дар любви! О, блаженство истинных христиан! Так Господь доселе служит многообразно и животворно нашему
спасению.
Но Он оставил нам образ, пример, чтобы и мы служили друг другу с любовью. Он сказал: кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом (Мк 10,43.44). Так каждый из нас, братия мои, должен служить друг другу своими талантами, способностями, силами, своим служебным положением, имуществом, образованием, и не себе только угождать. Так, царь и правительство служат народу, заботясь о его просвещении, направлении его нравственных и физических
сил, о его земледельческом и экономическом быте. Пастыри служат своим пасомым, или должны служить добрым примером христианских добродетелей, словом учения и назидания, благоговейным совершением таинств, спасительным руководством пасомых к жизни добродетельной и ко спасению в Боге; люди образованные, начальники и наставники, сочинители, писатели, вообще печать должны служить к славе Божией и пользам народа, или вверенных их руководству своим просветительным влиянием на началах христианской православной Церкви.
Люди богатые должны служить бедным, не тунеядцам, конечно, которые не хотят трудиться, а хотят даром есть хлеб; ибо, если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес 3,10), говорит Апостол, но тем бедным, которые и хотели бы, но не могут трудиться, или у которых труд нисколько не спорится, труд изнурительный и неблагодарный, или тем, коим нигде нельзя добыть дела. Мы все во Христе члены друг другу и по вере, и по долгу и по убеждению разума и сердца должны служить друг другу чем кто сможет;
да, братия, служить ближним, а не для себя только жить, не для своих только удовольствий, не себе только собирать, не в праздности и лености время проводить, не почитать жизнь игрушкой, или только - цепью игр и наслаждений. Это было бы не христианство, а язычество. Мы, сильные, должны сносить немощи безсильных, и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию (Рим 15,1.2). Служение ближним, конечно, не может быть без самоотвержения и креста, и чем иногда больше,
выше доставляемое нами ближним добро, тем часто труднее крест, например, крест неблагодарности и злобы от облагодетельствованных. Таков крест у нашего доброго и возлюбленного Государя. Но от этого не следует унывать, огорчаться без меры и бросать дело служения. Ибо чей крест был тяжелее креста Христова за нас претерпленного? Пример Господа Иисуса Христа, ужасно для нас истощившего Себя, да послужит нам сильным побуждением не бояться и не убегать самоотвержения для общего блага. А оно, это самоотвержение и это
благо так нужно особенно теперь в виду столь многих и великих невзгод и бед нашего народа, хотя верующего и доброго, но необразованного, подчас суеверного, разгульного, неосторожного, часто недальновидного, свободного, но еще не научившегося понимать и ценить дара истинной свободы. Но, чтобы искренне служить ближним, для этого надобно неотменно перестать служить своим страстям, нужно самоотвержение; ибо страсти не допускают искренне, усердно служить ближним, а учат угождать только самим себе. Аминь.
Вы сейчас слышали, возлюбленные, трогательную песнь:
се жених грядет в полунощи, которая поется на утренях в первые три дня страстной седмицы. Чтобы она для всех была понятна и всем принесла желаемую пользу, позвольте мне предложить любви вашей объяснение ее. Песнь: "се жених грядет в полунощи" напоминает нам притчу Спасителя, в которой Он уподобляет царствие небесное десяти девам, кои, по древнему обычаю взяв светильники свои, выходили навстречу жениху. Составитель песни имел в виду именно
эту притчу. Приведем ее здесь и объясним вкратце. "Подобно будет царствие небесное десяти девам", говорит Спаситель, "которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Пять из них было мудрых, и пять неразумных. Сии неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же взяли масла в сосудах со светильниками своими. И как жених замедлил; то задремали все, и уснули. Но в полночь раздался клик: се, жених грядет, выходите на встречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники
свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. Мудрые отвечали, говоря: чтобы не случилось недостатка у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать; пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После, приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бдите; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий"
(Мф 25,1-13).
Объяснение притчи: десять дев - пять мудрых и пять юродивых означают нас христиан; из нас одни мудры по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти; другие неразумны по своему маловерию или холодному равнодушию к вере, по своей порочной плотской жизни, по своей неготовности к смерти и тотчас за нею следующему суду. Так как лежит человеком единою умрети, потом-же суд (Евр 9,27). Неразумные, сказано, взявши светильники свои, не взяли масла с собою. Что же это за светильники и что
значит масло для этих светильников? Светильники это души наши, по слову Спасителя: светильник телу есть око (Мф 6,22), под оком Он разумеет сердце человеческое или душу; масло - милостыня, по изъяснению святого Златоуста, или вообще добрые дела. Итак, неразумные христиане, вышедши навстречу жениху, не приготовили для душ своих добрых дел, которые могли бы поддержать их духовную жизнь. Мудрые же, сказано, взяли масло в сосудах со светильниками своими, т.е. они запаслись добрыми делами, чтобы
достойно встретить жениха. Кто же жених? Иисус Христос. Когда же и как мы выходим навстречу Ему? Вся жизнь наша должна быть приготовлением сначала к частной встрече Его, потому что всякая душа по смерти своей должна явиться к Нему с ответом, как к Начальнику жизни, и потому всю жизнь свою мы должны заботиться о приобретении и сохранении в сердцах своих живой веры и горячей любви к Господу, чтобы по смерти нашей непостыдно и не осужденно предстать у страшного престола Господа славы; на общую же встречу Ему мы
выйдем по воскресении нашем из мертвых, когда вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия и изыдут сотворшии благая, в воскресение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда (Ин 5,28.29). Жених коснит, т.е. Иисус Христос медлит пресекать жизнь нашу смертью, не хотя да кто погибнет во грехах, но да вcu в покаяние приидут (2Петр 3,9), равно медлит и вторым славным и страшным пришествием Своим для того, чтобы умножались более и более сыны царствия небесного; между тем люди,
обольщаемые временной сладостью греха, безнаказанностью его; и, видя, что мир стоит прочно, думая, что он будет так стоять бесконечно, да и сами, пользуясь прочным здоровьем и другими вещественными благами, погружаются в душевную дремоту, не радеют о своем исправлении и спят греховным сном. Но вот в самую полночь греховного сна, когда никто из грешников и не думает о своей страшной опасности, раздается громкий голос: се, жених грядет, исходите в сретение Его. Тогда все встрепенулись и зажгли светильники свои,
т. е. напрягли душевное внимание. Хорошо будет в это время мудрым христианам: их души будут гореть огнем сладчайшей любви к Господу, но худо неразумным: души этих последних, как светильники без масла, будут гаснуть, т.е. будут темнеть и хладеть от недостатка любви к Богу, источнику любви, и начнут предвкушать муки ада. Попросят елея, т.е. добрых дёл у мудрых христиан, но те не дадут, чтобы и у них не оказалось недостатка, пойдут покупать у продающих, т.е. спохватятся делать добрые дела, и пойдут искать случая
для этого, но в это именно время придет жених, т.е. в то самое время, как они захотят делать добрые дела, их застигнет смерть и поставит их перед небесным Судьею без всяких добродетелей, смердящих своими беззакониями. Захотят они войти в чертог небесного царствия, к которому все мы и предназначены от самого своего рождения, для которого и живем - их Господь не пустит и скажет им: не знаю вас. И так бдите, заключает Господь притчу, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын человеческий.
Теперь понятна будет для всех нас церковная песнь: "се жених грядет в полунощи и блажен раб", т. е. всякий христианин, "егоже обрящет бдяща; не достоин же паки, егоже обрящет унывающа (спящего греховным сном); блюди убо душе моя: не сном отяготися" (т.е. не отягощайся душевным греховными сном), "да не смерти (вечной) предана будеши, и царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси Боже, Богородицею помилуй нас". Аминь.
Сегодня, возлюбленные братия, на утреннем богослужении читаны были три притчи: первая - о бесплодной смоковнице, вторая - об отце, имевшем два сына: один на просьбу отца: чадо, иди сегодня работай в винограднике моем, отвечал: не хочу, а потом одумался и пошел; другой на ту же просьбу сказал: иду, и не пошел; и, наконец, третья притча - о домовитом человеке, который, имея виноградник, обнес его оградой, ископал в нем точило, устроил башню, отдал его делателям и ушел, а потом, когда пришло время собрания
плодов, послал рабов своих к делателям виноградника принять плоды. Делатели в ожесточении иных из рабов били, других убивали, и, наконец, убили и Сына Его Единородного
(Мф 21,18-43). Побеседуем в этот раз о первой притче. "Проведши ночь в селении Вифании, поутру Господь", говорит евангелист Матфей, "возвращаясь в город Иерусалим, взалкал. И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и ничего не найдя на ней, кроме листьев одних, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода
во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это вдруг засохла смоковница. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, будет. И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите".
Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями - это я, и вы, брат и сестра, возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском - одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет. Между тем, каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные
плоды. Какие же это в частности плоды, которые должен приносить каждый человек, особенно христианин? На это святой Апостол отвечает так: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера (Гал 5,22). Вот, брат и сестра, какие плоды должны мы непременно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Иисусу Христу ежедневно. Теперь смотри каждый: плодовитая ты смоковница или бесплодная? Если плодовитая, хорошо, подвигайся вперед; приноси Владыке больше и больше плодов, да пропитает
Он ими тебя же самого в вечности; если - бесплодная: трепещи; тебе угрожает проклятие Владыки твоей жизни, и может быть, очень скоро Он скажет и тебе: да не будет же впредь от тебя плода во век. И ты тотчас засохнешь; заглохнут все твои духовные силы; вовсе иссякнет у тебя вера, надежда и любовь, а всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вечный вметаемо (Мф 3,10). Слова эти - истинны и ясны, как день. Они исполнятся непреложно: ибо небо и земля
прейдет, как проходят мимо дни, месяцы, годы, а слова Господа не прейдут (Мк 13,31). Итак, брат и сестра, спроси себя: приносишь ли ты ежедневно Владыке живота твоего плоды добрых дел, и главное, имеешь ли царицу добродетелей - любовь, горячую любовь к твоему Создателю и любовь к ближнему, как к себе? Хочешь знать, какими делами оказывает себя любовь? Ответит тебе за меня святой апостол Павел: "любовь долготерпит, милосердствует; любовь не завидует, любовь не превозносится, не
гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает". Любовь так необходима для христианина, что если он говорит на всех языках человеческих и ангельских, а любви не имеет; то он как медь звенящая при всем своем краснословии и многословии, или как кимвал звучащий. Если он имеет дар пророчества и знает все тайны и смысл всех писаний и даже, что всего удивительнее,
если он имеет всю веру, так что от его слов будут переходить с места на место горы, а любви не имеет; то он ничто: напрасны все его познания, вей труды без любви" (1 Кор 13,1-8). Почему так необходима нам любовь? Потому что Сам Бог есть любовь (1 Ин 4,8), а мы по образу Его сотворены, и в человеке христианине Бог пребывает. Или не весте, яко Христос в вас, разве точию чим не искусны есте? (2 Кор 13,5)? Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в
вас (1 Кор 3,16)? Кто имеет горячую любовь к Богу и ближнему, тот имеет в душе своей и прочие плоды, исчисленные Апостолом, радость в Духе Святом, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру: ибо в любви, как в семени, заключаются все добродетели: ибо, где любовь, там Бог, всесовершенное совершенство, источная доброта, бесконечная благость, бесконечное всемогущество. Кто имеет горячую любовь к Богу, тот имеет и веру такую, что горы может переставлять, как сказал Господь: и все, чего ни попросит
в молитве с верою, получит (Мф21,22). Итак, если не хотим сохнуть, как проклятая Господом смоковница, или как трава, и в огонь вечный быть брошенными, постараемся, возлюбленные братия, приносить Насадителю нашей жизни плоды добрых дел, пока имеем время, силы, средства, случай. Может быть, придет время, когда и хотели бы сделать добро, но это будет невозможно. Дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере (Гал 6,10). Аминь.
Братия! нынешний день есть день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Души верные, умеющие ценить и чувствовать величайшее самопожертвование для нашего спасения, общего всем нам Господа и друга! Храните преимущественно с нынешнего дня сердце ваше самым тщательным образом для Него единого, и не давайте овладевать собой ничему мирскому, тленному, никакой страсти. Докажите, что и вы умеете отвечать на любовь - любовью, что вы - истинные христиане, и из любви к Христу можете побдеть с Ним, т. е. пободрствовать над своим сердцем, хоть несколько часов, в которые Он один пил за нас
чашу гнева небесного. Введите верою в сердца ваши Христа Господа страждущего за нас, страдайте там - в своем сердце вместе с Ним; приведите на память грехи ваши, сокрушайтесь, и, если можете, плачьте о них. Себе плачите (Лк 23,28), говорит Господь. Посылайте своя вздохи и слезы к Христу: и это будет самая приятная жертва страждущему за нас Господу: вы вскоре ощутите в сердце своем благоволение Его к вам за сердечный свой дар: мир в душе, превосходяй всяк ум (Флп 4,7),
и небесная, тихая радость возвестят вам, что ваша жертва сердца сокрушенного и смиренного не уничижена, а принята Господом в пренебесный и мысленный Свой жертвенник. Очистившись в наступавший сегодня вечер от грехов в таинстве покаяния, если кто еще не очистился прежде, вы завтра сподобитесь причаститься Его тела и крови: да соединит вас эта вечеря любви с Тем, Кто повелел совершать Ее в Свое воспоминание, да напоминает она вам всегда о беспредельной любви Его к нам, и да подает вам силы провести наступающее
великие дни свято, в духе пламенной любви ко Господу, положившему за нас душу Свою. Аминь.
Се человек! (Ин 19,5)
Вот как поруган, изъязвлен, умучен безгрешный и святейший Господь наш Иисус Христос! Какая же была нужда бесстрастному Богу пострадать так ужасно от людей плотью Своею? Какая нужда была Самому Богочеловеку перенести эти, как бы адские мучения на земле? Не было, братия, для Бога никакой нужды подвергать Себя такому бесчестью и таким страданиям на земле: Его самопожертвование совершенно добровольное, и Он мог не воплощаться, не страдать и не умирать. Только тогда мы все, как грешники и как враги Божии, были
бы на веки пленниками и рабами диавола и все погибли бы вечно; тогда не было бы этих двух сторон: правой и левой, не было бы сказано: праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники - в муку вечную, а было бы одно грозное определение всем - вечная мука. И подумать страшно! Но Господь по бесконечному милосердию Своему, не терпя видеть мучимым от диавола род человеческий, пришел нас освободить от рабства ему и от вечных мучений. А чтоб нас освободить от работы врагу, коему мы предались и предаемся сами, Он восхотел
стать за нас по человечеству послушнейшим рабом Отцу Своему небесному, Коему мы стали, и ныне постоянно бываем непослушны, и в человеческой плоти и человеческою душей, человеческими силами, подкрепляемыми божеством, победить диавола-искусителя, коему мы так легко отдались в плен, и ныне отдаемся через свои грехи; далее, чтобы освободить нас от вечных мучений ада, которым по справедливости должны бы были подвергнуться бессмертные души наши, плененные диаволом, Он предвечный Бог восхотел Сам человеческим существом
Своим вынести на Себе наши вечные мучения. И вот, как видите, как слышите из Евангелия, Он претерпел за нас эти мучения. Он вытерпел весь позор и всю лютость мучения от людей и от бесов, чтоб нас достать из ада, где без Спасителя пришлось бы нам вечно мучиться. Но Христос из ада нас достал, а мы сами в ад идем: идем бесстрашно, закрыв глаза, чтоб не видеть света и, чтоб скорее вринуться в него. Многие из нас бесстрашно предаются всяким грехам и не думают исправляться, как будто Христос греху служитель, и всех
даже нераскаянных, не изменившихся сердцем и делами грешников, введет в рай. Непостижимое жестокосердие и бесчувствие владеет многими из нас. При страданиях и смерти Христа Спасителя вся тварь содрогалась от страха - земля тряслась, камни распадались, мертвецы воскресали, а наши души не содрогаются от страха при виде страданий и смерти Богочеловека, при воспоминании о вечных и лютых мучениях, которым мы подверглись бы, если бы не пострадал и не умер за нас Господь. Наши сердца не распадаются, не размягчаются
и не расстаются с маловерием, неверием, с жестокосердием, гордостью, злобой на ближнего, завистью его благополучию, с осуждением, чревоугодием, объедением и пьянством, скупостью, сребролюбием, плотскою нечистотою. Сколько здесь - в виду этой плащаницы стоит таких людей, которые и в это священно ужасное время не перестают работать диаволу и питать злобу на ближнего; завидуют друг другу; помышляют о сребрениках, о татьбе, о пьянстве, о нечистоте. Сколько есть таких, которые лишь только дождутся праздника, как тотчас
напьются пьяны и предадутся разгулу, и растлят храм тела своего, бывший храмом Господа по принятии и вкушении святых Тайн тела и крови Господней? Но что я говорю о празднике? Не видим ли мы еще до праздника, даже теперь, когда мы воспоминаем страдания Христовы за нас, людей пьяных и предающихся распутству? Они беззаконный народ, который ныне устами благословляет Христа, а завтра, или даже сегодня будет хулить Его делами своими? О, неблагодарные, бесчувственные, несмысленные, каменносердечные люди, которые сегодня
как будто сострадают Христу и сораспинаются с Ним, а завтра, или послезавтра будут распинать Его? Но доколе это будет с нами, братия? Доколе нам лицемерить? Доколе нам работать диаволу и наичувствительнейше оскорблять Господа? Вот что, братия, если не распадутся каменные сердца наши с многоразличными злобами своими, пристрастиями своими, нечистотами своими, если мы не отымем от них маловерия, безверия, хладности, объедения и пьянства, студодеяния, злобы, гордости, зависти, лености и праздности и прочих страстей,
то нас осудят, некогда, те камни, которые распались во время смерти Христовой. Если мы не покаемся и не обратимся к Богу всем сердцем: то вринемся в тот ад, из которого пришел избавить нас Сын Божий. Ей, братия, истинно! Аще не покаетеся вси погибнете (Лк 13,3). Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? Вемы бо рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. Страшно есть еже впасти в
руце Бога живаго (Евр 10,29-31). Аминь.
Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин 1,29).
Вот, братия мои, Агнец Божий, принявший на Себя грехи наши, грехи мои, грехи каждого из вас. Вот воплощенный Сын Божий единородный истерзанный людскою завистью и злобой! Каково же человечество! О, сколь мрачна, отвратительна картина людской злобы! Припадем же перед Ним в исповедании и восплачем перед Господом, сотворившим нас, и в конец веков пострадавшим и умершим за нас. Со страхом и любовью припадем сердцем и устами к этим язвам, со страхом: ибо доселе смердят пред Ним и вопиют о наказании нас грехи наши;
с любовью: ибо эти язвы и смерть Его взяты Им по неизреченной любви к нам, и естественно взывают нас к любви! Се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Сколь отрадны эти слова для души верующей! В них заключается крепкая надежда наша на бесконечное милосердие Отца небесного, примирившегося с нами беззаконниками через жертву правды, принесенную на кресте за грехи наши, т.е. бесконечную жертву Сына Своего. Сколько раз согрешали мы в один день и час, не говоря о грехах всего окаянного жития нашего. Как мучили нас
грехи наши? Но мы покаялись с верою и упованием сердечным, воззрели к Спасителю, вздохнули, прослезились о своих грехах: и вот они очищены, омыты, прощены; мы обрели покой, свободу, радость. Что это значит? Это значит, что Агнец Божий всякий день, всякий час во все дни живота нашего вземлет грехи наши, отнимает, очищает, забывает их, избавляя нас от вечного за них осуждения. Кто этого не испытал на себе? И вот почему при таком кровавом, потрясающем душу зрелище мы стоим благонадежно, и, хотя с грустью, но грустью
проникнутой умилением, радостью и какой-то торжественностью: ибо мы уверены, что в этом Мертвеце заключается жизнь всех живущих, примирение с Богом, прощение грехов и упование вечной жизни. По всей вселенной с блогоговеннейшим умилением поклоняются теперь христиане язвам Спасителя, и умиленно целуют их, и повсюду всеми сердцами верующими чувствуется животворная сила спасительных страданий и смерти Господа: ибо Он непрестанно и повсюду вземлет грехи всех кающихся грешников, милует, очищает, обновляет, спасает.
О, Спаситель наш! от скольких духовных смертей спас Ты и меня и каждого из нас. Исповедаю сегодня, в этот час, пред этим благочестивым собранием, о, Спаситель мой, милости Твои, явленные на мне грешном паче всех человек, что Ты спас меня от бесчисленных смертей духовных, спасал и спасаешь от всяких скорбей, от всяких грехопадений. И только Твоей милостью доселе я не во рве погибели, ибо скажу с пророком Давидом: одержаша мя болезни смертныя, и потоцы бесзакония смятоша мя: 6олезни адовы обыдоша мя, предвариша
мя сети смертныя. И внегда скорбети ми призвах Господа, и к Богу моему воззвах (Пс 17,5-7): и Он всегда преклонялся милостиво к воплю сердца моего, являл мне чудное спасение Свое, прощал грехи мои, разрушал скорби мои и из страшной тесноты выводил меня на широту. Се, Агнец Божий, вземляй грехи мои! Се, Агнец Божий, вземляй и грехи ваши! Придите же, со слезами покаяния и с любовью будем лобызать язвы сего Агнца, взявшего на себя грехи мира. Ты же, неисчислимая Благостыня, Господи небес и земли -
ниспосылай и еще благословение Твое на нас, возбуждай в нас искреннее покаяние и любовь нелицемерную; потерпи и еще миру погибающему во грехах, и потрясающими знамениями Твоими пробуди его от тяжкого сна греховного. Аминь.
Аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин 12,32), т. е. если Я буду вознесен на крест, то крестными страданиями Своими искуплю весь мир, и силой креста Моего привлеку к Себе множество избранных. Вот, что говорил, между прочим, не за долго до страданий за нас Господь наш Иисус Христос. О, любовь наша Христе, и еще скажу: о, любовь наша, Христе! До чего довела Тебя любовь к нам! Ты оплеван, заушен, изъязвлен, умер в невыразимых страданиях крестных. О, любовь наша Христе! Как крепко
Ты возлюбил нас!
Без меры велики Твои страдания за мир, но безмерно велики и плоды Твоих страданий:
Твоею язвою мы вси исцелехом (1 Петр 2,24; Ис 53,5). Ты терпишь страдания, чтобы нас освобождать от страстей; принял терновый венец, чтобы сердца нашего не терзали безотрадно, как колючие и жгучие иглы, терны грехов; принял язвы, чтобы кающимся грешникам укрываться в Твоих язвах от стрел небесного гнева; претерпел крест, чтобы нам даровать в нем крепкое оружие на врагов наших невидимых, сильно борющихся против
нас, и скажу наконец, терпишь лютые мучения крестные для того, чтобы верных последователей Своих избавить от лютейших, непрестающих мучений ада, а конец всего этого - один, чтобы привлечь нас к Себе и соединить с Собой на веки.
Так, возлюбленные, Глава наша - Христос страдает, чтобы всему телу Его, т.е. нам было легко; Глава наша сгорает огнем крестных мучений, чтобы избавлять от грехов и от вечного огня геенского члены Свои. Кто постигнет умом своим, почувствует сердцем своим всю цену этого благодеяния? Один Он знает вполне, как велика Его жертва за нас: потому что один Он знал, видел, как бы настоящими вечные муки грешников и всю лютость вечных мучений, когда говорил о грешниках:
идут сии в муку вечную (Мф 25,46),
которая непреложно постигнет самым делом нераскаянных грешников. А мы,
мы едва разумеваем, яже на земли, и яже в руках обретаем с трудом, не понимаем очень часто всей бедственности настоящего своего положения,
а яже на небесех, т.е. что будет после смерти,
кто изследи (Прем 9,16)? О, предражайший наш Спаситель! Что мы принесем Тебе за Твою бесконечно-великую жертву за нас? Веру и любовь. Так, возлюбленные, веруйте от всего сердца, без малейшего усомнения, что единородный, воплотившийся
Сын Божий пострадал и за вас, именно - и за вас, чтобы избавить вас от вечных мучений, которым мы должны были подвергнуться по правосудию Отца небесного, и теперь подвергнемся, если не будем всем сердцем веровать в Сына Его, взявшего на Себя грехи мира, и соблюдать Его заповеди; приблизьте Его муки к своему сердцу, оцените их по возможности своими слабыми умами и переносите великодушно, без ропота, с благодарностью к Богу каждый в собственной жизни свои собственные скорби, болезни и страдания, и да пылает огонь
любви в ваших сердцах к Тому, Кто из любви к вам терпит мучительный огонь страданий телесных и душевных. Да бегает всякий из вас нелюбви, ненависти и раздора между собою: потому что наша взаимная нелюбовь и ненависть, как стрелами, пронзает сердце Господа, возлюбившего нас до креста и смерти, и исключает нас из числа Его последователей; да не привязывается никто сердцем своим к миру, к его удовольствиям: для нас не в этом мире место: нет, наше место на небе:
идеже есмь Аз, и тии будут со Мною (Ин
17,24), сказал Спаситель о Своих последователях.
Наше житие па небесех есть (Флп 3,20), говорит апостол. Мир с его благами не достоин нас: небо должно быть у нас в мыслях и в сердце. Туда чаще будем переноситься своими мыслями и желаниями.
Пострадавший нас ради волею, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Ты сказал, идя на страдания: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Привлеки же нас к Себе в царствие Твое благодатью Твоей. Аминь.
Вижу человека замученного, убитого, обвитого полотном и положенного во гроб. Но кто это? Кто эта жертва злобы и мщения? Не человек только, но Богочеловек, Сын Бога живого, Иисус Христос. За что же убит неповинный, безгрешный, праведный и любящий безмерно Богочеловек? Кем убит и где убийцы? Убит за то, что Он любил людей так, как никто и никогда; а кому нужно было понять эту любовь, те не хотели понять; за то, что Он сделал им много, без числа много благодеяний, каких никто не сделал; а между тем, эти благодеяния
толковались превратно; за то, что сотворил много величайших, благотворных чудес, каких никто не сотворил, а на эти чудеса смотрели люди лукаво; за то, что Он называл Себя, когда было нужно, Тем, что Он есть, т.е. Сыном Божиим, пришедшим спасти погибающих; за то, что обличал вопиющие неправды; за то, что по Нем шел весь мир, весь народ - зритель Его чудес и участник в Его благодеяниях, впрочем, скоро позабывший эти благодеяния и чудеса: вот за что убит Богочеловек. Кем убит? иудеями, теми, кои убили и пророков
обличавших их неправду и беззакония прежде пришествия Спасителя; иудеями, народом Божьим избранным, коему явлено от Бога бесчисленное множество благодеяний; чудес поразительных, до ныне воспеваемых ежедневно православною церковью. Но, впрочем, здесь величайшее таинство, в которое ныне особенно надобно всем нам вникнуть: мучителями и убийцами Сына Божия были не одни иудеи и римляне-язычники: в этих мучениях и в этом убийстве, весьма-весьма много виноваты и все мы. Почему? Потому что Сын Божий, Иисус Христос, как
Спаситель мира, был жертвой наших грехов; страдая и умирая, Он принимал от всеправедного Отца небесного, по человечеству, наказание за грехи всех нас. Иудеи сделали над Богочеловеком то, что, может быть, сделали бы и мы нашими страстями, бывши на их месте, да, вправду сказать, делаем в меньшем только размере и в ином виде над иными ближними и теперь. Итак, взирайте пристальнее на этого божественного Страдальца и Мертвеца трехдневного. Это - жертва наших грехов. Это - жертва бесконечной любви Божией к миру, погибающему
в грехах, и, следовательно, ко мне и к тебе, возлюбленный брат. Сын Божий принял на Себя вместо меня и вместо тебя ужасы правосудия вечного, наказания вечного, предлежавшего мне и тебе, испил чашу праведного гнева и ярости Бога Вседержителя, которую надлежало бы пить мне и тебе; Он принял на Себя все раскаленные острые стрелы из Божьего колчана, уготованные для грешников, которые должны бы были вечно разить и палить меня и тебя, грешника неблагодарного и злонравного. Вечная правда и премудрость Божия чрез
людей же наказала Богочеловека за человеков. В ужасе и благоговении склоняюсь пред правосудием Божиим, пред святостью Триипостасного Божества, которое в отметание неправды греха и в освящение человека грешника, созданного по образу и подобию Божию в лице Отца благоволило наказать за человеков святейшего Богочеловека, в лице Сына благоволило воплотиться и принять на Себя наказание за все человеческие неправды, а в лице Духа Святого - освятить грешников кающихся, обновить их, излиться нежнейшей и святейшей
любовью в сердца их. Братия! внимайте таинству. Размыслите, сколь ужасен, отвратителен, ненавистен Богу грех вошедший в человеков, сколь ужасно наказание за грех, когда всесвятой и праведный Господь не пощадил возлюбленного Сына Своего, но предал Его за нас на такие страдания и смерть. Если с зеленеющим деревом, т.е. с Богочеловеком, так поступила правда Божия, то что будет с сухим, бесплодным, как мы грешники? Итак, собратья грешники! бойтесь еще прилагать грехи ко грехам, беззакония к беззакониям. Взирая
на сего божественного Страдальца, научитесь возненавидеть и омерзить отныне и навсегда всякий грех и возлюбить правду и добродетель. Если же будем прилагать и еще грехи ко грехам намеренно и с сознанием, и таким образом распинать Сына Божия в себе часто и многократно; если будем каяться лицемерно и причащаться божественных тайн недостойно; если, исповедавшись и приобщившись святых Тайн в очищение и освящение, будем жить бесстрашно, по прихотям развращенного сердца, то эти самые язвы на руках и на ногах,
и в ребре нашего Спасителя будут нам не во спасение, а в осуждение, и уже тогда никто во веки веков не избавит нас от геенских мук.
Братия мои! принесем Господу, за нас пострадавшему и умершему, слезы искреннего покаяния и умиления и будем жить в непрестанном покаянии и доброделании. Аминь.
Животе, како умираеши? (Стих. в Велик. Суб.)
Гряди вся тварь: песни исходные принесем Зиждителю. Бесчисленные сонмы небесных сил! все земнородные разумные обитатели! грядите, песни исходные принесем общему Творцу нашему, после лютейших страданий мирно почивающему во гробе! Приблизимся к Нему и станем вопрошать Его: "зачем Ты в мертвецех вменяешися в вышних живый и невместимый небесами, во гроб мал странноприемлешися?" Как это Ты, бессмертный Начальник жизни, Сам вкусил смерть, и как смертный положен во гроб? Как это случилось, что немощные,
но злостные твари Твои, люди, довели Тебя до гроба? Видно Ты волей благоволил плотью взойти на крест: иначе, кто бы смел прикоснуться к Тебе, всемогущий? Видно тут есть великая тайна, которой не знали Твои злодеи и сам князь тьмы. И в самом деле, люди не ведали, что творили с Иисусом. Видно, что от этого крайнего снисхождения Твоего к людям произойдет для них много доброго: потому что все Ты делаешь только для умножения добра и блаженства тварей. Должно быть, Ты пострадал по великой нужде, с благостнейшей и премудрой
целью: Ты
вся премудростию сотворил (103 псал. 24 ст.), и Ты
благ всяческим (Пс 144,9): может ли быть, что страдания Твои и смерть Твоя не были делом Твоей бесконечной премудрости и благости? Слышите, братия, ответ на это Самого пострадавшего за нас Господа:
аще зерно пшенично, пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Ин 12,24). Итак вот в чем, братия, тайна смерти Иисуса Христа, Бога и человека: как зерно пшеничное, если
не умрет, упавши в землю, то остается одно, а если умрет, то принесет много плода; так и Спаситель умер для того, чтобы принести величайшую пользу для людей Своей смертью, как и действительно принес. Христос Спаситель, Сын Божий, принял на Себя великое дело - искупить, оправдать нас грешных Своими страданиями и смертью пред Отцом небесным: это есть
оправдание наше (Рим 4,25), говорит апостол, и потому смерть Его за нас с предшествовавшими страданиями есть дело величайшей к нам любви и премудрости
Божией, которого не оценит по достоинству никакой сотворенный ум; а как эта смерть есть дело премудрости Божьей: то она есть и величайшая тайна. Какая утешительная истина! Смерть Спасителя есть очистительная жертва за грехи всего мира.
Той очищение есть, говорит святой апостол Иоанн Богослов,
о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира (1 Ин 2,2). Он умер, и смерть Его на кресте уничтожила проклятие наше, которое мы заслужили у Отца небесного своими грехами. Он умер: и смерть
вечная, которая неминуемо должна была постигнуть нас без Искупителя, теперь нами уже не обладает. Он - правда наша среди неправд наших; избавление наше во время отчаяния нашего; освящение наше среди нечистот наших, Он - свита во тьме нашей; жизнь - в смерти нашей. Страшит ли тебя праведный суд Божий, когда представляешь неправды свои? И
несть мира в костех твоих
от лица грехов (Пс 37,4) твоих: страдания и смерть Иисуса Христа оправдают тебя перед Отцом небесным.
Бог оправдаяй, кто
осуждаяй? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас (Рим 8,34). Отчаиваешься ли ты получить царство небесное, находя себя недостойным его? Точно, никто из людей не достоин его. Но Христос, Господь наш, достоин; Он бесценной Своей кровью заслужил нам его. От Его достоинства зависит и наше достоинство. Он Своим достоинством и нас недостойных сделал достойными: а Его-то благодатью, благой и человеколюбивый Отец небесный, по безприкладной Своей милости,
удостаивает людей царства небесного. Скажешь: я великий грешник. Но Христос Спаситель
пришел в мир грешники спасти (1 Тим 1,15). Только не греши намеренно и со злобой на будущее время. Ты говоришь: где мне быть и ликовать со святыми, которые просияли на земле такими добродетелями? Но и святые спаслись благодатью Христовой. Если тебе кажется много быть вместе со святыми, то молись быть по крайней мере вместе с разбойником, вопия:
помяни мя, Господи, во царствии Твоем (Лк 23,42),
и старайся жить, как должно христианину.
Мы все, братия, грешники; но, если веруем во Христа Господа нашего, распятого за нас, и стараемся жить по Его учению, если противимся греху, или, хотя и падаем, но опять восстаем, то смерть Спасителя, язвы Его - защита наша (Рим 3,25): мы избежим мучений адских и сподобимся небесного царствия. Если мы великодушно переносим скорби, болезни, лишения и разные несчастья в жизни и почитаем их должным воздаянием себе же за грехи свои, с верой и любовью вспоминая страшные страсти Спасителя ради нас претерпленные,
то блаженны мы: распятый Господь спасет нас. Но горе тем, которые христиане только по имели, и попирают Его спасительное учение своим пренебрежением к Нему, или дерзкими мудрованиями о Нем (Рим 2,8), которые живут по воле сердца своего в неправде, в нечистоте, в забвении о Боге: они должны ужаснуться своего страшного положения: страшно впасти в руце Бога живаго (Евр 10,31). Злых зле погубит Бог (Мф 21,41). Грешников нераскаянных смерть Жизнодавца не спасет, а осудит;
но грешники, кающиеся искренне в своих грехопадениях, имеющие сердечную веру в Господа и надежду на Него и очищающие себя от грехов, спасутся Им: Своими крестными страданиями Спаситель прикроет грехи их, по немощи человеческой содеянные. Распныйся, Христе Боже, смертью смерть поправый - спаси нас! Аминь.
Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя
еси оставил? (Мф 27,46)
Так возопил пригвожденный к кресту за грехи мира, следовательно, и за наши с вами, братья и сестры, Агнец Божий, Господь Иисус.
Боже Мой, Боже Мой! почто Ты Меня оставил? возопил по человеческому Своему естеству, имевшему немощи, а не грехи. Но как же мог оставить Своего единородного, Своего возлюбленного Сына Бог Отец, пославший Его в мир для спасения мира? Божество было неразлучно и во веки бесконечные пребудет неразлучным с человеческой природой Иисуса Христа. Это оставление, значит, возлюбленные
братия, то, что человеческая природа в Иисусе Христе была предоставлена всей мучительности, всему ужасу страданий крестных, всей ужасной, смертельной скорби, которую Он испытывал еще в саду Гефсиманском пред взятием Его шайкой злодеев во главе с Иудой Искариотским. Он тогда еще начал ужасаться и тужить, и говорил ученикам:
душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною (Мф 26,38). Вообразите же, каковы были мучения телесные, какова была скорбь всеправедной и вселюбящей,
чувствительной души Богочеловека, претерпевшего казнь за все грехи человеческие, за грехи Адама и Евы и всех без изъятия потомков их, а значит - и за наши с вами! И мы с вами, братия, больше грешники и повинны бесчисленным наказаниям за свои бесчисленные беззакония. Судите, говорю, судите, какова же была острота, горечь и жгучесть мучении крестных, какова скорбь душевная Агнца Божия, принявшего на Себя грехи мира, как тяжко было оставление Его Богом, т.е. предоставление Его человечества всей жгучести страданий,
душе Его - всей подавляющей, беспредельной, ужасной скорби. После этого вы поймете, в каком состоянии была душа Богочеловека висевшего на кресте, когда Он возопил:
Боже мой, почто Ты меня оставил? Да, Она была вместе с Его пречистым телом в состоянии ужасных, невообразимых и неизобразимых страданий. Познай же отсюда, человек, кто бы ты ни был, горечь, нелепость, безобразие, мерзость, безумство, отвратительность, мучительность, смертоносность греха; познай, как он противоестествен нам, несвойствен в
нашей божественной природе, созданной по образу Божию; и как гнушается им всесвятое, всесовершенное, всеблагое Божество, и после этого судите все, как мы должны поступать с грехом, нас прельщающим и оскверняющим и извращающим нашу природу, растлевающим ее, повергающим ее в вечное бесчестье, в вечную скорбь, в вечную муку; если мы его, т.е. греха не возненавидим от всей души, если не покаемся в беззакониях, если не отвратимся совершенно от греха. Представьте, вообразите, что было бы с нами, если бы за наши
грехи не пострадал и не удовлетворил правде Божией единородный Сын Божий, и если бы Бог оставил нас на веки Своей благодатью? О, одно воображение, одно легкое представление о том леденит кровь и повергает в трепет душу. О, если бы и я, и все грешники помнили всегда это оставление грешников нераскаянных Богом, особенно когда искушает нас грех, и все бежали бы от греха больше, чем от змеи, чем от зверя кровожадного, чем от неприятеля жестокого. О, тогда было бы гораздо больше спасающихся; тогда земля не была бы
поражаема страшными бедствиями за грехи человека: неурожаями, наводнениями, разрушительными землетрясениями, поражающими тысячи жизней человеческих, повальными болезнями, повреждением плодов, истребительными пожарами. Тогда она была бы раем Божьим, изобиловала бы правдой и всякими естественными дарами Божьими. Тогда бы был мир и безопасность на земле; не было бы этих страшных злодеяний, между коими мы видели недавно самое ужасное из ужасных, наглое и злобное убийство царя миролюбивого и любящего, кроткого среди
белого дня. О, как мир переполнен теперь беззаконниками и беззакониями! Но долго ли еще существовать ему, этому миру грешному, этой земле - жилищу греха, обагренной кровью неповинных и невинных жертв, этому скопищу всяких мерзостей? Не наступает ли уже время всемирного огненного очищения? Да, оно конечно уже близко. Если Апостолы в свое время говорили о близости его, то мы тем более решительно можем говорить о близости кончины века.
Братья и сестры! доколе время еще есть у нас будем с горячим покаянием приступать к Спасителю мира и с любовью и слезами целовать Его язвы, претерпленные за нас. Возлюбим правду, возлюбим милость, да помилованы будем. Аминь.
Христос воскресе!
Братия возлюбленные, вот и светлая неделя прошла и унесла с собой дела наши к престолу небесного Владыки и Судьи: там, братия, там теперь дела наши. Это я говорю к тому, чтобы устрашить страхом небесного суда тех, которые недостойно, не по-христиански провели праздник Светлого Воскресения Христова, и утешить тех, которые провели его в воздержании и духовной радости.
Как встретили и провели весьма многие праздник Светлого Воскресения? Не хотелось бы приводить на память скверных дел человеческих, но надо вспомнить о них и осудить их от лица Божия вместе с лицами их творившими. Всесветлый праздник встречен был после светлой пасхальной службы темными делами: невоздержанием и пьянством, драками, сквернословием и всяким видом греха. Подумаешь, что мы постились пред праздником только для того, чтобы тем с большею жадностью устремиться на все плотские греховные дела, чтобы с
большим бесстыдством и наглостью предаться всякому беззаконию. Увы! горе, горе нам!
Все те, которые встретили праздник невоздержанием и пьянством, прелюбодейством, сквернословием и прочими им подобными делами плотскими, потеряли всю пользу, которую получили было (если только получили) от поста, потеряли пользу от покаяния и причащения святых Тайн, попрали их, как неразумные животные ногами своими, потеряли благоприятное для спасения время, данное нам милосердием Господа, и уже не воротят этого времени.
Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор 6,2), прилично
было говорить вам в святой пост: ибо вы тогда только и приступали к спасительной бане покаяния и к всеочищающим верных, Тайнам тела и крови Господней. Отныне исповедь ваша и причащение отложены до будущего поста, и кто знает, сподобит вас или нет Господь еще исповедаться и причаститься? Кто знает, не умрете ли вы в тех самых беззакониях, которыми опять после бани покаяния осквернили себя? Как больно, как жалко, возлюбленные братия, что так скоро вы оказались изменниками Христовыми и предались на сторону диавола,
чтобы служить ему, человекоубийце исконному, виновнику и учителю всякого греха! Вы, скажу вам словами Спасителя, да и я многогрешный -
вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити (Ин 8,44).
Что же остается нам делать, братия возлюбленные? Молиться и плакать о своих грехах. Плакать о том, что не по-христиански и даже не по-человечески многие из нас встретили праздник, а как мерзкие идолопоклонники и как дикие звери, которым долго не давали есть, коих долго не кормили любимой их пищей; плакать о том, что попрали величайшие, душеспасительные таинства Христовы - покаяние и причащение и ни во что их вменили; плакать о том, что время, данное для спасения, безрассудно потеряли. Будем плакать и молить
Господа, чтобы Он
не прогневался на нас до конца, и не погубил нас со беззакониями нашими (Молит. на сон грядущ. троп. слава), но обратил бы нас на путь покаяния и сделал благоискусными исполнителями заповедей Его. Решимся твердо отныне не предаваться невоздержанию и пьянству и всем от них происходящим грехам, и со слезами будем просить Господа, чтобы Он благодатью Святого Духа укрепил нас в нашем намерении и благоделании.
Братия! все прольем слезы: ибо все мы недостойно встретили величайший праздник Господень и все прогневали Господа своего: не так, не так по истине нужно всем нам встречать праздники Господни. Нужно встречать их духовною радостью о Господе, о нашем избавлении от грехов и о вечном спасении через Христа, Сына Божия, делами милосердия, воздержания от страстей, посещением храма Божия в духе и истине и простотою в пище и одежде.
О, вы, украшенные золотом и множеством драгоценных тканей, жены и девы! К вам от имени Господа обращу мою речь! Какое множество бедных могли бы вы обрадовать в пресветлый день Воскресения Христова, и таким образом достойно встретить этот величайший праздник, если бы вы по великодушию и по любви христианской обратили хоть некоторые украшения ваши в деньги и раздали эти деньги бедным, которых так много у нас в городе? Как бы вы были благоразумны по христиански, если бы менее имели у себя драгоценных одежд и
остающееся от покупки их деньги раздавали неимущим? Какую богатую милость получили бы вы в день оный от Христа Господа? Да, истинно по-христиански вы встретили бы тогда праздник Христова Воскресения. А теперь что? Вы украшены как кумиры, а члены Христовы без одежды; вы пресыщены, а члены Христовы - в голоде; вы утопаете во всевозможных удовольствиях, а те - в слезах; мы - в богатых и украшенных жилищах, а те - в тесноте и нечистоте, в жилищах, которые часто ни чем не лучше хлевов. Нет у нас любви христианской:
нет для нас и истинного праздника Воскресения Христова: ибо истинно празднует воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской, кто попрал невоздержание, роскошь и все страсти. Братия! будем праздновать праздники Господни как христиане, а не как язычники! Аминь.