Ныне отпущаеши раба Твоего,
Владыко, по
глаголу Твоему с миром. Лк. 2, 29
Когда воплощенному Слову Божию, имже вся быша, пришло время явиться на земле, тогда
Провидением Божиим уготованы были некоторые избранные из человеков встретить
Его чудесное, всеспасительное явление и возвестить его миру: и, во-первых,
вифлиемские пастыри бессловесных стад, осведомленные о том от ангелов
небесных, засвидетельствовавших громко Божество и человечество родждшегося
Христа; потом исполненный Духа Святого старец священный Симеон, которому было
обещано от Бога, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня.
Это сретение Симеоном и празднует ежегодно святая Православная Церковь, а
встречную песнь его Спасителю мира повторяет ежедневно за вечерним
богослужением. Ее вы все знаете - она начинается словами: Ныне отпущаеши раба
Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое.
Праведный старец благословил Богомладенца и Матерь Его и сказал Ей: Се, лежит
Сей на падение и на возстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и
Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да откроются от многих сердец
помышления (Лк. 2,34,35). Вот какое событие ежегодно воспоминает и празднует
Церковь святая в назидание и спасение наше.
Чему учит нас праздник Сретения Господня? Прежде всего той истине, что Бог
верен во всех словах и обещаниях своих. Он обещал еще Адаму и Еве, всеродно
падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему
роду человеческому, именно благословенное Семя Жены, которое сотрет главу -
змея человекоубийцы, что и исполнилось, исполняется ежедневно и будет
исполняться до самого скончания мира, доколь будут рождаться и жить на земле
люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо чрез них Он, Христос, попирает
и стирает главу змия. Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы,
святители, мученики, преподобные и праведные и все святые - таковы есть и
теперь между правоверными побеждающие древнего змия, обольщающаго всю
вселенную (Апок. 12,9).
Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу
только к делающим правду или алчущим и жаждущим правды, как старец Симеон,
потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Мф.
3,15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от
всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами
спасительными.
Господь подался и почил на руках праведного Симеона, а на руки грешного
человека Он не подался бы и не возмог на них носиться, ибо какое общение
правды с беззаконием, света со тьмою, Христа с велиаром (2 Кор. 6,15)? Так и
ныне Христос не может обитать в сердце и в теле, повинном греху и страстям, и,
если хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть
грех, возлюбив правду и добродетель.
Торжественных сретений, или встреч, Христа Бога, кроме Симеоновой, было еще
несколько при жизни Христа на земле. Так, Его встретили волхвы, восточные
мудрецы с дарами - златом, ливаном и смирною; встретил и провозвестил Его
громогласно при Иордане-реке Иоанн Предтеча, крестивший безгрешного Владыку
твари, освятившего для нас крещением Своим воды; Его встретил торжественно при
входе в Иерусалим с ваиями и ветвями древесными народ еврейский при пении
Благословен грядый во имя Господне (Мф. 21,9). Встречаем Его ежедневно во
время литургии и мы, когда в конце ее появляются в открытых царских дверях
Святые Таины тела и крови Христовой и хор поет Благословен грядый во имя
Господне, Бог Господь явися нам.
Кроме того, бывает ежедневно у верующих и благочестиво живущих христиан
внутренние тайные сретения, т.е. встречи Господа, в душах во время молитвы,
тайной или явной, при усердном покаянии, когда к кающейся душе приходит
Христос тайно и утешает ее, отечески объемлет ее, примиряется с ней, вселяется
в нее, особенно при искреннем причащении святых Христовых Таин тела и крови
Его. Но бывает и жалкая, плачевная разлука человека со Христом, когда душа
христианская впадает в вольные или невольные грехи, например в скверные,
неверные , лукавые, хульные помыслы или в гордость, самолюбие, неверие истине
евангельской, когда в неверии отвергает Бога и совсем отступает от Него, хулит
Его, как стало это с богохульным графом Толстым и многочисленными
последователями его, Толстого. На них сбылось пророчество Симеона Богоприимца,
изрекшего Пресвятой Деве достопамятные слова: Се, лежит Сей на падение и на
возстание многим во Израили. Это сказано как о тогдашних книжниках, фарисеях и
саддукеях, так и о нынешних ложно ученых, именующихся христианами. Христос для
Толстого сделался камнем преткновения.
Далее, всякий раз бывает жалкая, не мысленная разлука наша с Богом при падении
в разные грехи - блуда, прелюбодейства, злобы, зависти, невоздержания,
пьянства, неповиновения, своеволия, буйства, ругательства и сквернословия,
корыстолюбия и сребролюбия - и в разные другие грехи; и, если человек умирает
во грехах нераскаянно, он навеки разлучается со Христом и сочетавается с
диаволом, коему уподоблялся и окончательно уподобился в жизни, и наследует
одинаковую с ним участь - муку вечную.
Последнее сретение Господа будет во второе и
страшное Его пришествие, когда Он придет в страшной славе Своей и Отца
Небесного со всеми ангельскими силами, и узрит Его всякое око и те, которые
пронзили Его, и когда возрыдают пред Ним все племена земные (Апок. 1,7).
Апостол Павел к солунянам писал: Сам Господь при возвещении при гласе
Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
с ними восхищены будет на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда
с Господом будем (1 Сол. 4,16-17).
Будем же встречать Господа здесь, на земле,
доколе живы, в покаянии и добродетели душами чистыми и не скверными, пребывая
по взаимной любви и делании всякой правды, чтобы и во второе пришествие Его
встретить в радости и водвориться навеки в царствии Его. Аминь.