Публикуется по материалам брошюры «Добрый пастырь» изд. Александро-Невской Лавры СПб 1994
Краткое жизнеописание Иоанна Ильича Сергиева устами его современника 1890 г.

Законоучительство о. Иоанна Кронштадтскаго.

С 1857 года началась деятельность о. Иоанна, как законоучителя. Сначала он давал уроки в кронштадтском уездном училище, а с 1862 года в кронштадтской гимназии. Нечего и говорить, что все воспитанники этих заведений не менее духовных его детей любили своего добраго, ласковаго, благочестиваго наставника и «батюшку». Он не ставил «двоек», не резал на экзаменах, не задавал уроков, а вел только в часы своих уроков «беседы», и эти беседы остались неизгладимыми в памяти учеников на всю жизнь.

– Уроки о. Иоанна рельефами запечатлевались в нашем юном мозгу, – говорил впоследствии директор Х-ской гимназии г. Ф., бывший в числе первых учеников кронштадтскаго пастыря.

И действительно, на публичных экзаменах ученики о. Иоанна отвечали по Закону Божию все прекрасно, так что между ними было первых и последних.

Талант преподавателя составлял одну из особенностей богатой натуры необыкновеннаго священника; его уроки ожидаются учениками, как редкое праздничное удовольствие; его слушают, затаив дыхание, следя за каждым движением и выражением его ясных голубых глаз, в которых столько свету и блеску, что, кажется, они все вокруг себя озаряют. «Батюшке» не надо повторять сказаннаго, и во всем классе не найдется ни одного мальчика, который бы не понял или не слышал его; спросите любого, внезапно прервав урок, и он сам повторит все до мельчайших подробностей. Случалось, директор обращал внимание законоучителя на заведомо лениваго или дурного ученика, просил его заняться мальчиком, но о. Иоанн не узнавал у себя в классе этого аттестованнаго ленивца, да и сам директор, присутствуя на уроке Закона Божия, дивился происшедшей перемене. О наказаниях учеников о. Иоанн не думает; не потому, чтобы он слишком был снисходителен, а потому, что сами ученики считали самым большим для себя наказанием, если «батюшка чем-то недоволен». И они примут все меры, лишь бы снова видеть улыбку и удовольствие на добром лице своего законоучителя.

Дети, ученики школ, видели в отце Иоанне истиннаго «отца», строгого и добраго, ласковаго и взыскательнаго, Его уроки были скорее удовольствием, отдыхом, чем обязанностью, работой. Это не сухое учение, а живая беседа, увлекательная речь, интересный разсказ.

***

О. Иоанн поучал своих учеников меткими и короткими изречениями, из которых многия остались до сих пор в памяти гимназистов.  Вот некоторые.

 

– Когда молишься, помни всегда, что ты беседуешь с Богом, Отцом щедрым всякаго утешения, неизменяемым, неутоляющимся нашими прошениями, и Который всегда бесконечно благ, премудр, всесилен, Коему по безконечной благости, премудрости и всемогуществу так всегда удобно исполнять твои прошения, как тебе легко помыслить об них и искренно пожелать их, как легко выговаривать слова прошений, и даже безконечно легче. Помни это и никогда не унывай на молитве.

– Помни, что сердечно и твердо веруя во Христа, спасемся в жизнь вечную. Помяни, как Св. Церковь из верных своих последователей никого не погубила, а всех спасла благодатью Божиею. Дела Спасителя и Церкви над верующими говорят сами за себя. – Дела сомнения и неверия в душе человека, убивающия его душу и тело, говорят также сами за себя.

– Нет ничего ближе к нам Бога. Он – Бог сердец, а сердце, в свою очередь, всего к нам ближе; это существо наше, сущность наша.

– Говори и делай всякую правду без сомнений, смело, твердо, решительно. Избегай сомнений, робости и нерешительности. «Не даде бо нам Бог Духа боязни, но силы и любве». Господь наш есть Господь сил.

– Научись вспоминать и произносить имя «Бог» всегда с великою верою, благоговением, любовью и благодарным сердцем. Никогда не произноси его легкомысленно.

– На молитве нужно искреннее сожаление о своих грехах и искреннее раскаяние; – перечисляя грехи в молитвах означенные, говорить их, чувствуя сердцем, как бы свои собственные. – Еще нужно пламенное желание не согрешать теми же грехами впредь.

  Колокольный звон – зов на беседу с Богом, детей с Отцом, зов на явку пред Него.

– Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя.

– Уважай себя, как образ Божий: помни, что этот образ – духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, возстанавляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию; это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу.

– Научись подавлять свое сердце силою Имени Господня и своей воли в то время, когда оно больше всего страдает порывом самолюбия, когда оно готово всех и все разить и ломать.

– Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным, предохраняешь себя от многих грехов и страстей. Беда наша часто в том, что мы свое зло приписываем другому.

– К молитве, пред иконами или, без них, нужно приступать всегда с полною надеждою на получение просимаго, например от скорби, душевной болезни и грехов, потому что и прежде тысячу раз получаема была явная милость от Господа или Владычицы, и не надеяться на получение просимаго или сомневаться в слышании молитвы было бы крайним безумием и слепотою.

– Когда молишься, веруй твердо, что Господь, присущ каждому слову молитвы, и о чем ни попросишь, Он есть исполнение, для тебя и для всякаго другого, каждаго прошения твоего.

– Если все твое благо будет общим с ближним, то все Божие будет с тобой. «Аще же хощете, просите, и будет вам Моя вся Твоя, суть Твоя – Моя».

– Всячески почитай лики человеков живых, да почитаешь, как должно, лик Божий. Ибо лик Господа Иисуса Христа есть лик человеческий. – Неуважающий лика человеческаго не уважит и лика Божия.

– Так как Бог есть мысленное Существо, то чрезвычайно скоро можно потерять Его из сердца; равно как скоро же можно решительным покаянием во грехах приобресть Его сердцу.

– Когда молишься Небесным Силам, не представляй себе их очень грозными.

– Что значит просвещение научное без любви христианской. – Ничто. Мудрость мира сего есть безумие пред Богом. Смирись, кичливый ум, пред учением Евангелия и пред нищетою Христовою, сойди с своего пьедестала, стань пониже, подойди к этим бедным, коих Сам Христос не постыдился называть Своею братиею, и протяни им руку помощи; не себе только собирай, не свои только прихоти удовлетворяй, – а и в Бога богатей делами добрыми, которыя и по смерти пойдут вслед за тобою.

– Молящийся! Имя Господа или Богоматери, или ангела, или святаго да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, ангела и святаго; близость слова твоего к твоему сердцу да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа, Пречистой Девы, ангела или святаго,– имя Господа есть Сам Господь – Дух везде сый и все наполняющий; имя Богоматери есть Сама Богоматерь, имя ангела – ангел, святаго – святый. – Как это? Не понимаешь? – Вот как тебя, положим, зовут Иван Ильич. Если тебя назовут этими именами, ведь ты признаешь себя всего в них и отзовешься на них, значит согласишься, что имя твое – ты сам с душою и телом, – так и святые: призови их имя, ты призовешь их самих. Но у них, скажешь, нет тела.  Что же из этого? Тело только вещественная оболочка души, дом ея,– а сам человек, сущность человека, или внутренний человек его, есть душа. Когда и тебя зовут по имени, не тело твое отзывается, а душа твоя, посредством телеснаго органа.

– Сначала исправь свою жизнь, а потом приступай к Св. Дарам...

– Молитва, постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущей славы Божией, молитва – постоянно благодарственное настроение.

– Как близка к тебе твоя мысль, так близка вера к твоему сердцу, так близок к тебе Бог, и чем живее и тверже мысль о Боге, чем живее вера и познание свое немощи и ничтожества и чувства нужды в Боге, тем Он ближе. Или как близок воздух к телу и внутренностям его, так близок Бог. Ибо Бог, так сказать, мысленный воздух, которым дышат все ангелы, души святых и души людей живущих, особенно благочестивых. Ты не можешь жить без Бога ни минуты, и действительно каждую минуту живешь Им: о Нем же бо живем и движемся и существуем.